Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагогический опыт » Статьи

Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании — проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Актуальность рассмотрения ее связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Первой и важной ступенью в системе образования, закладывающей основу, «фундамент» будущей личности, является система дошкольного и начального образования. Помимо этого, на сегодняшний день необходима индивидуализация и дифференциация образования, создание такой образовательной среды, где каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно и развивался в приемлемом для него темпе.
Несомненно, преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны — дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовности к взаимодействию с окружающим миром, развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода. С другой — школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Главной задачей обеспечения преемственности в плане формирования индивидуальности детей должно стать одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенностей их поведения.
Содержание преемственности образования включает в себя такие компоненты, как когнитивный опыт личности (система знаний о природе, картина мира), опыт практической деятельности (внешние, внутренние, общие и специальные умения и навыки), опыт творчества (готовность к творческому преобразованию окружающего мира) и опыт отношений личности (оценочное отношение к миру, к деятельности, к людям).
Современная ситуация в практике характеризуется существенными различиями в требованиях, предъявляемых школой к будущим первоклассникам. При приеме в школу, в процессе обучения часто определяется сформированность у ребенка узкопредметных навыков. Вызывает обеспокоенность то, что такое понимание преемственности может свести задачи дошкольного детства к подготовке будущего ученика, а родителей заставит форсированно эксплуатировать организм ребенка. Любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации индивидуализации обучения.
В связи с этим вытекают следующие основные содержательные линии непрерывного образования детей 3-10 лет.
1.Психические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-символическими системами.
2.Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
3.Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего, ведущей; формирование творческого характера деятельности.
4.Готовность к дальнейшему образованию, к изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика»; художественно-эстетическое развитие как предпосылка изучения предмета «Искусство» и т.д.
Учитывая современные подходы, есть необходимость обогатить понятие преемственность новыми содержательными компонентами:
1.эмоциональный компонент — учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности в процессе обучения, приоритет положительных эмоций;
2.деятельностный подход — обеспечение связей ведущих деятельностных смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности, создание условий для формирования предпосылок седущей деятельности следующего возрастного периода;
3.содержательный компонент — правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе;
4.коммуникативный компонент — учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения;
5.педоцентрический компонент — постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром, индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Подводя итог, отметим еще раз, что проблема преемственности и непрерывности образовательно-воспитательного процесса в дошкольном и школьном звеньях к настоящему времени стихийно приняла на практике такое содержание и форму, которые требуют серьезной корректировки в интересах дальнейшего социального развития общества. Прежде всего следует позаботиться о преодолении опасной тенденции форсирования в образовании дошкольников и младших школьников и превращения «подготовки к школе» в психотравмирующую ситуацию. Необходимы научные и практические шаги, позволяющие осуществлять подготовку ребенка к школе с сохранением его физического и психического здоровья, в тесной взаимосвязи с естественной потребностью дошкольника в познании и развитии.


ЛИТЕРАТУРА
1.Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. - 2002. - № 1. - с. 101-104.
2.Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни // Начальная школа. - 2002. - № 1. - с. 96-100.
3.Настольная книга учителя начальных классов. / Авт.-сост. Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 352 с.
4.Петрова Л.И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 336 с.
Категория: Статьи | Добавил: OXSANA (16.12.2015) | Автор: Оксана E
Просмотров: 544
Яндекс.Метрика