Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагогический опыт » Статьи

Портфолио педагога: раздел «Методические разработки».

Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.

Портфолио в переводе с итальянского означает "папка с документами”, "папка специалиста”.

Портфолио педагога - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок различных аспектов педагогической деятельности.

В сети Интернет можно найти достаточно большое количество материалов, боле или менее подробно описывающих различные виды портфолио, его примерную структуру, шаблоны для оформления в электронном виде.

Однако большинство ресурсов ограничивается только перечислением формальных требований к содержанию и оформлению портфолио, и не дает ответов на возникающие у педагогов вопросы.

Существует множество подходов к распределению по  разделам информации о различных аспектах педагогического труда, которые отражены в различных вариантах структуры портфолио.

Например, здесь очень подробное описание различных видов портфолио Скачать документ Word

А здесь - рекомендации по составлению портфолио для работников школы

Сегодня я хочу остановиться на пункте, который обязательно присутствует во всех структурах портфолио педагога – «Методические разработки». Этот пункт может входить в разные разделы, например, «Методическая работа», «Творческое досье», «Самообразование», «Распространение и обобщение собственного педагогического опыта»  и т.д.

Приступая к заполнению портфолио, нужно четко разделить методические разработки и дидактические материалы. Многие педагоги не понимают разницы между этими видами материалов, между тем она весьма существенна.

Методическая разработка -  это продукт, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, воспитательному мероприятию. Методическая разработка (урок или внеклассное мероприятие) должна отвечать следующим требованиям:

  • ·         содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения;
  •  
  • ·         авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе;
  •  
  • ·         материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;
  •  
  • ·         язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным;
  •  
  • ·         ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения;
  •  
  • ·         содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
  •  
  • ·         Приложения должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Электронные приложения необходимо корректно записать на диск.
  •  
  • ·         Обязательны ссылки на использованную литературу. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

                Структура методической разработки:

1.            Титульный лист с указанием названия, темы методической работки, информации об авторе.

2.            Оглавление (указываются разделы методической разработки, номера страниц).

3.            Введение – раскрывается проблема, которой посвящается методическая разработка, обосновывается актуальность темы, определяются особенности содержания.

4.            Основная часть.

4.1.        Описание  методической разработки урока:

  • цели урока;
  • план урока (с указанием форм, методов, используемых педагогических технологий, межпредметных  и метапредметных связей, требований к знаниям учащихся по итогам урока);
  • методические рекомендации по подготовке и проведению урока;
  • материально-техническое обеспечение содержания урока.

4.2.        Описание методической разработки внеклассного мероприятия:

  •  цели мероприятия;
  • сценарий воспитательного мероприятия;
  • методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного мероприятия для педагогов и детей;
  • требования к месту проведения мероприятия;
  •  материально-техническое обеспечение мероприятия. 

5.            Заключение.

6.            Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

Пример  оформления методической разработки:

Игра "Остров сокровищ"

 

Что почитать:

Рекомендации в помощь преподавателю  при подготовке методических разработок

 

 

Общие требования к составлению методических разработок. Экспертные карты для психолого-педагогического анализа уроков (занятий)

 

Методические рекомендации по составлению методических разработок уроков


 Дидактический материал - особый тип НАГЛЯДНОГО учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., РАЗДАВАЕМЫЕ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. (Педагогический словарь Т.1 Изд-во АПН, М., 1960. с.335 (Статья «Дидактический материал))

 В начальных классах используется на уроках русского языка и арифметики. Например, на занятиях по русскому языку учащимся предлагается составить предложение из написанных на карточках отдельных слов (т.н. деформированного текста); вписать в слова пропущенные буквы и слоги; подобрать к рисункам названия или к названиям предметов найти на карте соответствующие рисунки; отобрать слова, обозначающие члены предложения (подлежащее, сказуемое, обстоятельство), части речи (имя существительное, прилагательное, глагол и др.).

С помощью раздаточного дидактического материала по арифметике учащимися выполняется упражнение на сложение, вычитание, умножение и деление чисел, обозначенных цифрами или выраженных в форме рисунков предметов в различных количественных вариантах. Употребляется также и объёмный раздаточный материал (счётный): палочки, кубики, брусочки, камешки, жёлуди, бобы и др.

На уроках русского языка часто применяется демонстрационный подвижной дидактический материал: азбука и отдельные слоги, азбука в картинках и др.

В старших классах дидактический материал используется на уроках химии, биологии и других предметов.

Дидактический материал ВЕСЬМА ПРОСТ по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими учащимися. Он подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.

Дидактическим материалом называются также СБОРНИКИ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ.

Дидактические материалы, которые педагог помещает в портфолио, нужно сопроводить аннотацией – на каких занятиях и с какой целью применяется данный материал, каковы наиболее эффективные способы его использования. В некоторых источниках такая аннотация называется методическим сопровождением.

Так популярная в наше время презентация к уроку также является дидактическим материалом, и при ее распространении также необходимо наличие методического сопровождения.

Вот  пример  оформления дидактического материала с методическим сопровождением:

          

................

Шанцева Н.С. Дидактический материал по стилистике русского языка

     Данный теоретический и практический материал по стилистике русского            языка, выбранный из разных учебных пособий по лингвистике, систематизирован в помощь учителю-словеснику. Используя его, учитель будет иметь возможность включить в уроки элементы стилистики языка.

В Приложении 1 рекомендованы некоторые эффективные виды упражнений по морфологии и лексикологии.

В Приложении 2 - возможный проверочный и срезочный материал, а так же виды упражнений со словарями и справочной литературой.

В помощь учителю предлагается следующий теоретический материал:

1)Принципы методики обучения систематики.

2)Методы и приёмы обучения систематике.

3)Типология стилистических упражнений.

4) Стилистические ошибки, их классификация, причины появления и пути предупреждения.

Использованная литература:.....

 

Прочитать далее можно по ссылке  http://sch140.omsk.edu/Didaktika.htm 

 

Что почитать:

Роль дидактических материалов в процессе обучения

 

Из всего вышесказанного следует, что конспект обычного (традиционного урока), а также самоанализ занятий методической разработкой не является. В методической разработке обязательно должна быть новизна, инновационность, цель и результат - в противном случае это просто копирование чужого опыта.

В данной статье мы рассмотрели только один из пунктов портфолио учителя. Надеюсь, этот материал был полезен для Вас!

 

И. Широкова

 

Категория: Статьи | Добавил: irina-shir (18.12.2012) | Автор: Ирина Широкова
Просмотров: 15781 | Теги: методическая разработка, портфолио, дидактические материалы
Яндекс.Метрика