Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагогический опыт » Статьи

Использование информационных технологий на уроках географии как условие повышения качества образования.


Технология - (от греч. «техно» - мастерство, искусство, «логос» - понятие, учение). В широко аспектном определении под технологией понимают совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр; технологию развития «критического мышления»; лекционно-семинарско-зачетную систему обучения; технологию модульного и блочно-модульного обучения; технологию «дебаты»; проектные методы обучения; исследовательские методы в обучении; технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); коллективную систему обучения (КСО); разноуровневое обучение; проблемное обучение; развивающее обучение; технологию дистанционного обучения и др.
Мне хотелось бы остановиться на информационных технологиях.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации.
Информатизация образования – это внедрение компьютерных технологий и мультимедиа средств в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Это уже продиктовано самой жизнью.
Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует:
 активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
 достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в школе;
 развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников; повышению уровня комфортности обучения;
 снижению дидактических затруднений у учащихся;
 повышению активности и инициативности школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
 приобретение навыков работы на компьютере учащимися школы с соблюдением правил безопасности.
Мои уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными.
Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.
Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределить время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов. Что более эффективно. В результате останется больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству образования.
В процессе изучения, например, темы в 6 классе Воздушная оболочка Земли. Как устроена атмосфера. (Фрагмент урока)
II. Изучение нового материала
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы изучили с Вами ещё одну оболочку Земли. Может кто-то знает какую. Попробуйте сформулировать цель нашего урока (отвечают учащиеся).
Учитель обобщает.
Запись даты и темы в тетради.
Рассказ учителя и показ на глобусе.
Слово «атмосфера» произошло (от греческого слова atmos – пар)- записали в тетради.
• 4. Просмотр фрагментов № 1,3,4 из темы: «Атмосфера», урок № 31
электронного учебника «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
Запись в тетради: Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Работа с дополнительной литературой.
- О чём нам говорит дополнительная литература, ученица зачитывает материал из дополнительной литературы.
Дыхательная гимнастика
- Давайте проведём дыхательную гимнастику. Вдох, задержали воздух, выдох.
-Что мы вдыхали? Из чего он состоит?
Вот мы с вами и перешли к вопросу, что входит в состав воздуха?
• Просмотр фрагментов № 11,12, 13 из темы: «Атмосфера», урок № 31 электронного учебника «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
- Итак, записали в тетради, из каких газов и примесей состоит воздух.
Азот-78% Кислород-21% Аргон Углекислый газ Водяной пар и т.д.
8. Выступление учащихся:
- Посмотрим, какое значение имеет атмосфера для человека? (выступление ученика ).
- Итак, какое значение?
• Просмотр фрагментов № 16, 17 из темы: «Атмосфера», урок № 31 электронного учебника «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
Записали в тетради слово «парниковый эффект».
–Следующий вопрос, который мы рассмотрим «Как устроена атмосфера?»
• Просмотр слайда №22 из темы: «Атмосфера», урок № 31 электронного учебника «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
Выступление учащихся:
Тропосфера . Стратосфера. Записали в тетради слово «Озоновая дыра» Мезосфера и термосфера.
• Просмотр фрагментов № 22,23,24,25,26, № 7 полярное сияние из темы: «Атмосфера», урок № 31 электронного учебника «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
Учащиеся рисуют строение атмосферы в тетради и на доске.
Мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся, увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных явлениях. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.
Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений.
Время требует от современной школы иных подходов к обучению. Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, – это задачи, которые стоят перед педагогами. И решить некоторые из этих задач может помочь компьютер. Информационные технологии способствуют успешному изучению различных предметов, в том числе и географии.
Оценка эффективности образовательного процесса
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ
• Самооценка
• Оценка экспертами
• Оценка по факту выполнения того или иного задания
• Решение теста
• Применение знаний при решении практической ситуации
Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения?
Повышает интерес и усиливает мотивацию обучения. Создаёт возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации расширяет возможности предоставления учебной информации, применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно - ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы.



Источник: http://1. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» Министерство образования и науки Российской Федерации
Категория: Статьи | Добавил: okcana74 (14.05.2014) | Автор: Георгиева Оксана Николаевна E
Просмотров: 947
Яндекс.Метрика