Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Разное » Разное

Общие требования к составлению методических разработок

Методическая разработка урока (внеклассного мероприятия) должна обязательно содержать следующие разделы:
1. Тема.
2. Цель.
3. Задачи.
4. Продолжительность.
5. Дата, время проведения
6. Возрастная группа, на которую занятие рассчитано
7. Оборудование и материалы.
8. Подготовительная работа учителя.
9. Подготовительная работа детей.
10. Структура занятия и содержание каждого его этапа (сценарий).
11. Выводы (результаты занятия и их анализ).

В разработке обязательно должны быть обозначены вопросы, задаваемые детям. Должно быть ясно, для чего учитель предлагает выполнять ребенку то или иное задание.
При составлении разработок обратитесь за помощью к вашему учителю и методической литературе.

Примерный перечень схем и экспертных карт для психолого-педагогического анализа уроков (занятий):

1. Тестовая карта коммуникативной деятельности учителя (Юсупов И.М., 1991).
2. Анализ вербального взаимодействия детей и педагогов на занятии (Фландерс Н.).
3. Карта экспертной оценки личностно-ориентированного потенциала урока (Алексеев Н.А., 1998).
4. Карта экспертной оценки эффективности урока (Квашко, 2001).
5. Карта экспертной оценки урока (Федоров, 1998).
6. Экспертная карта для оценки степени удовлетворения потребностей детей педагогом.
7. Экспертная карта для оценки создания условий для развития индивидуальности ребенка.

Литература:
1. Алексеев Н.А. Конкретная педагогика личностно-ориентированного образования. Часть 2 (Учебно-методические материалы). Тюмень: изд-во ТюмГУ, 1998. С. 14-22.
2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., ТЦ «Сфера», 1997. С. 449-452.
3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб, 1998. С. 309-313.
4. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. С.13-14.

Экспертные карты для психолого-педагогического анализа
уроков (занятий)

Карта экспертной оценки эффективности урока (Квашко, 2001) -

Цель: определение эффективности урока на основе 30 критериев, структурированных по 5 блокам (дидактические принципы, психология обучения, методы обучения, деятельность учителя, деятельность учащихся) для выявления резервов личностной ориентации.
Эффективность урока определяется с помощью выставления баллов (от 0 до 2) по каждому критерию экспертной карты. Максимально можно набрать 60 баллов. Полученную сумму баллов делят на максимально возможную, а коэффициент выражают в процентах.
Урок с эффективностью больше 40% считается личностно-ориентированным. При этом все личностно-ориентированные уроки подразделяют по степени эффективности: 100-80% -- высокая эффективность урока, 79-60% - средняя эффективность, 59-40% - низкая эффективность урока.

Блок «Дидактические принципы»:


КритерийПараметры Балл
 
Принцип научности
Выдержана логика урока, содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, не обходятся научные проблемы

Принцип проблемности  Учитель использует проблемное изложение материала, на уроке присутствует поиск решения учебной задачи совместно с учителем или самими учащимися
Принцип наглядностиПри обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, наблюдения учеников систематизированы, речь учителя информативна

Принцип активности и сознательностиВсеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы, хорошо налажено взаимообучение, учение опирается на логику мышления

Принцип доступностиИспользуются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию
Принцип систематичности и последовательности Обучение на уроке хорошо продумано учителем, обеспечивается преемственность обучения, реализуется логика формирования теоретических знаний
Принцип прочностиСодержание образования соответствует применяемым методам обучения, осуществляется переход по уровням усвоения знаний, применяются аналогии
Принцип развития учебной деятельности Применение освоенной информации в качестве ориентировочной основы деятельности и перенос ее в новые условия

Принцип воспитанияПоложительное влияние качеств учителя, требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, весь урок эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся

  Средний балл по блоку :

Блок «Психология обучения»:

Организация внимания учащихсяНа уроке используются различные виды внимания, учитель умеет мобилизовать внимание учащихся различными способами, умеет поддержать и развить внимание

Использование различных видов памяти На уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания изучаемого материала, используются ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти

Развитие мышления Ставятся учебные задачи, требующие доказательств, учитель добивается самоконтроля и самоанализа ошибок от ученика

Доминантные эмоции и чувства Моральные, интеллектуальные и эстетические эмоции и чувства носят позитивный характер














  Средний балл по блоку «Психология обучения» :

Блок «Методы обучения»:


Объяснительно-иллюстративные методы обучения Применение их при объяснении нового и объемного материала, сообщении обобщенных выводов по теме разговора, предъявлении готового плана изложения нового материала
Репродуктивные методыПрименяются для воспроизведения знаний по образцу, для заполнения схем и таблиц, для подтверждения правил, свойств, законов
Частично-поисковые и исследовательские методы обученияПрименяются для организации творческой деятельности учащихся, организации конкретных наблюдений, решения нестандартных задач

  Средний балл по блоку «Методы обучения»

Блок «Деятельность учителя»:

Готовность учителя к урокуНаличие необходимых записей на доске, нужной наглядности и оборудования
Целевая установка урока Цели сформулированы в соответствии с местом урока и особенностями класса на доступном для понимания языке

Эстетика учебного труда
  Выполняются валеологические требования к уроку

Индивидуальная работа с учащимися Обучение организуется за счет особых методических приемов, позволяющих индивидуально обучать всех
Мотивация учебной деятельности учащихся Осуществляется на основе психологических механизмов «сдвига мотива на цель», за счет оправданного применения похвалы и поощрений
Наличие и эффективность различных видов обратной связиОбратная связь используется на протяжении всего урока
Рациональное использование времени на уроке Классическое распределение времени на уроке, занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока
Уровень общения и взаимодействия учителя с учениками Сотрудничество и понимание друг друга, помощь и поддержка в отношениях с детьми
  
Средний балл по блоку «Деятельность учителя»

Блок «Деятельность учащихся»:

Готовность учащихся к уроку Организация рабочего места, готовность отвечать на поставленные вопросы, умение учиться проложенное время с оптимальной работоспособностью

Внешние проявления умений и навыков на урокеГрамотные и полные ответы, демонстрация практических умений в предметной деятельности, качество письменных ответов

Самостоятельная учебная деятельность Умение самостоятельно выполнять предложенные учителем задания, Выполнение заданий повышенной трудности по собственному желанию, перекладывание организаторских функций учителя на себя
Самоконтроль и самооценка На уроке появляется необходимость самим ученикам оценить деятельность товарища и обосновать свое решение
Межличностное взаимодействие Характер включения учащихся в совместную деятельность
Развитие устной и письменной речиПривлечение к коррекции речи и формированию лексического запаса слов самих учащихся


   Средний балл по блоку «Деятельность учащихся»

Общий средний балл


Выводы и предложения:

Карта экспертной оценки урока (Федоров, 1998)

Цель: определение эффективности урока на основе 12 критериев для выявления резервов личностной ориентации.
Эффективность урока определяется с помощью выставления баллов (от 0 до 2) по каждому критерию экспертной карты.
Урок считается личностно-ориентированным, если его средний балл превышает 1,5.

Категория                                                                                           Балл
Обоснованность целей урока
Соответствие целей урока и содержательной реализации урока
Осознание учащимися целей урока
Степень активности учащихся
Эффективность использования времени урока
Эффективность использования разных методов
Сочетание индивидуального и группового обучения
Использование наглядности
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке
Педагогический такт
Степень достижения целей
Взаимодействие этапов урока
Средний балл

Тестовая карта коммуникативной деятельности учителя
Изучите тестовую карту коммуникативной деятельности учителя (Юсупов И. М.). Проставьте оценки педагогу, занятия которого Вы посетили. Определите, элементы какого стиля и модели педагогического общения проявлялись на занятии. Обоснуйте, какие действия педагога вызвали те, или иные оценки.

Доброжелательность 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
Заинтересованность 7 6 5 4 3 2 1 Безразличие
Поощрение инициативы 7 6 5 4 3 2 1 Подавление инициативы
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») 7 6 5 4 3 2 1 Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)

Активность (все время в общении, держит обучаемых в «тонусе») 7 6 5 4 3 2 1 Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)

Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) 7 6 5 4 3 2 1 Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)

Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие дифференцированности в общении ( нет индивидуального подхода к обучаемым)


Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45 - 49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная (в позитивном смысле) и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Он умеет распределять свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собрались компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.
35 - 44 балла - высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблем. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.
20 -34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.
11 - 19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положение педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.
При очень низких оценках в 7 - 10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует (такое бывает крайне редко). Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.

Экспертная карта для оценки степени удовлетворенияпотребностей детей (учащихся) педагогом

Потребности //Уровень удовлетворения Критический Ниже среднего  СреднийДостаточный Высокий
Физиологические





В безопасности





В принадлежности





В признании, уважении






Эстетические





Познавательные





В самоактуализации







 
Выводы и предложения

Внимание! Перед использованием этой экспертной карты вспомните содержание концепции самоактуализации А. Маслоу

Экспертная карта для оценки создания условий для развития индивидуальности ребенка


Уровни создания условий //Составляющие процесса развития индивидуальностиКритический Ниже среднего Средний Достаточный Высокий
Самопознание




Самоопределение




«Надситуативная
активность»






Саморегуляция





Самореализация




Создание ситуаций совместного развития





  Выводы и предложения

Анализ методов и приемов обучения, используемых учителем на уроке

Экспертная карта для оценки методов, отражающих степень активности и самостоятельности учащихся, используемых педагогом

Методы обученияНе используется Используется периодически Доминирует
Объяснительный и иллюстративный


Репродуктивный


Метод проблемного изложения


Частично-поисковый (эвристический) метод


Исследовательский метод



 
Выводы и рекомендации__________________________________

Экспертная карта для оценки словесных, наглядных и практических методов, используемых учителем на уроке

Методы обучения (указать один из вариантов: Не используется, Используется периодически,  Доминирует )

Словесные

 Рассказ
 Объяснение
 Беседа
 Работа с книгами

Наглядные

 Наблюдение
 Демонстрация

Практические

 Упражнение
 Практическая (лабораторная) работа
 Творческая работа
Выводы и рекомендации__________________________________


Экспертная карта для оценки приемов, используемых учителем на уроке

Приемы обучения (Указать один из вариантов:  Не используются,  Используются периодически, Доминируют)
Приемы подготовки к изучению нового материала
Приемы изучения нового материала
Приемы конкретизации, углубления и обобщения знаний
Приемы приобретения практических умений и навыков
Приемы контроля и оценки результатов обучения

Проанализируйте эффективность методических приемов, используемых педагогом. Назовите наиболее удачные и наиболее неудачные приемы, используемые педагогом. Проанализируйте их. Какие мыслительные процессы активизируются в ходе применения тех или иных приемов? Какие бы вы использовали приемы на таком занятии?



Анализ форм организации учебного процесса

1. Какие формы работы использовал учитель? Каково их временное соотношение?
2. Определите рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.
3. Определите соответствие использования индивидуальной формы работы характеру изучаемой темы.
4. Определите эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.

Оценка личностно-ориентированного потенциала урока

Содержание

1. Соответствие содержания материала по сложности типу класса (группы) 7 6 5 4 3 2 1 По сложности материал не соответствует типу класса
2. Совпадение формулировки цели занятия и его содержательной реализации 7 6 5 4 3 2 1 Несовпадение формулировки цели занятия и его содержательной реализации
3. Оптимальный объем материала для достижения цели занятия 7 6 5 4 3 2 1 Неоптимальный объем материала для достижения цели занятия

Методика

4. Хорошая мотивировка учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Мотивационный этап урока практически не обеспечен
5. Широкий спектр заданий развивающего характера 7 6 5 4 3 2 1 Задания развивающего характера отсутствуют
6. Отсутствие «двойных» психологических заданий 7 6 5 4 3 2 1 Задания педагога не учитывают психологических возможностей учащихся выполнять одновременно несколько действий
7. Адекватность дидактического материала 7 6 5 4 3 2 1 Неадекватность дидактического материала
8. Адекватность когнитивной визуализации 7 6 5 4 3 2 1 Наглядность занятия не учитывает специфику восприятия учащихся
9. Хорошо используются самостоятельные работы для инициации творчества 7 6 5 4 3 2 1 Работы, инициирующие творчество в учебной деятельности не представлены
10. Частое использование эвристических приемов 7 6 5 4 3 2 1 Работа исключительно по образцам и алгоритмам
11. Педагог постоянно отслеживает этапы освоения учащимися материала 7 6 5 4 3 2 1 Этапы освоения материала учащимися на уроке не отслеживаются
12. Учет в объяснениях возможных ошибок учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Возможные ошибки учащихся при объяснениях в расчет не принимаются
13. Частое использование моментов рефлексивного анализа 7 6 5 4 3 2 1 Рефлексия на занятии отсутствует
14. Педагог полностью управляет «свертыванием» учебного материала в головах учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Свертывание учебного материала в голове учащихся не контролируется учителем
15. Четкая логика построения занятия, обоснованное соотношение его частей 7 6 5 4 3 2 1 Логика построения занятия расплывчата, соотношение частей урока не продумано
16. Оптимальный для данной группы темп занятия 7 6 5 4 3 2 1 Темп занятия для данной группы абсолютно не учитывает ее особенности
17. Часто используются ситуации диалога, обмена мнений 7 6 5 4 3 2 1 На занятии присутствует только диалог типа «вопрос –ответ»
18. На занятии тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Работа строится на «среднего» ученика
19. На занятии постоянно создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Учащиеся боятся отвечать, на уроке напряжены, скованы из-за боязни получить порицание

Учащийся на занятии

20. Уровень активности высокий 7 6 5 4 3 2 1 Уровень активности низкий
21. Наличие вопросов на уточнение понимания материала со стороны учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие вопросов на уточнение понимания материала со стороны учащихся
22. Адекватность ответов 7 6 5 4 3 2 1 Ответы учащихся свидетельствуют о плохом усвоении материала
23. Развитость самостоятельной речи 7 6 5 4 3 2 1 Неразвитость самостоятельной речи

4. Деятельность педагога

24. Хорошее учебное сотрудничество с учащимися 7 6 5 4 3 2 1 Полное отсутствие сотрудничества
25. Умение слушать и слышать учащегося 7 6 5 4 3 2 1 Неумение слушать и слышать учащегося
26. Гибкость педагога, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности 7 6 5 4 3 2 1 Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия на основе оперативной результативности
О личностно-ориентированном потенциале занятия можно говорить, если средняя оценка нескольких экспертов превышает 5,9 балла.
Литература:
Алексеев Н.А. Конкретная педагогика личностно-ориентированного образования. Часть 2 (Учебно-методические материалы). Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. - С. 14-22.
Категория: Разное | Добавил: irina-shir (18.12.2012)
Просмотров: 6200
Яндекс.Метрика