Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

Использование ИКТ на уроках физики

Захарова Ольга Валентиновна, учитель физики,
МБОУ г. Иркутска Лицей №1

«Здесь скрыты столь глубокие тайны и столь возвышенные мысли, что несмотря на старания сотен остроумнейших мыслителей, трудившихся в течение тысяч лет, ещё не удалось проникнуть в них, и радость творческих открытий всё ещё продолжает существовать»

                                     Галилео Галилей

К сожалению, современные школьники считают уроки физики непонятными, скучными, а потому ненужными. Обучающиеся часто сталкиваются с такими явлениями, механизм протекания которых наглядно нельзя увидеть, следовательно, необходимо абстрактно мыслить. Одним из таких сложных вопросов при изучении физики в 10-х классах, является понимание «Газовых законов». Важно сделать так, чтобы процесс обучения физики не превращался для учеников в скучное однообразное занятие, а стал для каждого познавательным и интересным.

Необходимо отметить, что наличие, у учащихся интереса к предмету относится к тому ряду педагогических явлений, которые в большей степени определяются деятельностью учителя. А интерес к предмету является предпосылкой для появления его разновидности - познавательного интереса. Ведь именно наличие познавательных интересов у школьников способствует их активности на уроках, росту качества знаний, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

В настоящее время, можно повысить эффективность обучения за счет использования компьютеров на уроках физики. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того, компьютерные модели позволяют учителю организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности.

Компьютерная поддержка урока может быть разнообразной:

  • видео- и анимационные фрагменты – демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений (их источниками могут служить всевозможные компьютерные программы по физике, сайты Internet);
  • материалы для тестового контроля (итогового, рубежного, диагностического);
  • комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов в компьютерном эксперименте;
  • проведение компьютерных лабораторных работ;
  • использование в лабораторных работах встроенных математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчета погрешностей;
  • создание физических моделей технических устройств и процессов в специальных средах, развивающих интуитивное мышление;
  • включение в ход урока исторического и справочного материала;
  • наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, требующих поиск и преобразование информации;
  • анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления и систематизации изучаемого материала.

Физика – наука экспериментальная, и развитие практического направления является одним из методов, позволяющим учащимся лучше понять изучаемые темы, а использование компьютерного моделирования для подготовки презентаций в программе MS PowerPoint2003 дает возможность формировать умения выполнять исследование с помощью компьютера.

Я считаю, что эффективным методом приобретения навыков исследовательской деятельности является проектная деятельность.

Проектное обучение делает востребованным и формирует обобщенные способы решения учебных задач, оно также ближе всего к специфике профессиональной деятельности в сфере познания физических закономерностей.

Применение метода проектов позволяет проследить особенности формирования приемов продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументированно доказывать свою точку зрения и т.д.

Проекты могут быть различными по своей типологии: информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми. Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках – мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной – самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, например,  при изучении темы «Газовые законы». Однако, чаще темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Так, например, при изучении темы «Силы в природе» был создан проект «О чем не думает горнолыжник?», который позволяет выяснить составляющие успеха скоростного спуска, применив законы механики для достижения наилучшего результата.

При изучении темы «Производство и передача электроэнергии» учащимися представлены следующие проекты:

  • Экологические аспекты физики
  • Глобальные следствия сжигания топлива
  • Нетрадиционные источники электрического тока
  • Выход за пределы Солнечной системы на парусе, сплетенном из нанотрубок
  • Плазменные двигатели
  • Двигатель Стирлинга

В этих проектах рассматриваются различные виды топлива, их добыча и загрязнение окружающей среды отходами, использование энергии солнечного ветра для движения космических аппаратов.

При изучении темы «Электромагнитные явления» были созданы проекты:

  • Электрические явления в живой природе
  • Передача электрической энергии без проводов
  • Трансформатор Тесла
  • Источник бесперебойного питания
  • Разработка устройства для проверки электропроводов на обрыв
  • Пассивный ретранслятор

Результаты работы над проектами были представлены на научно-практические конференции: «Эврика», «Шаг в будущее», «Юность и творчество», «Человек и космос», «Мир физики», где получили высокую оценку жюри, а учащиеся стали победителями и призерами НПК.

Метод проектов вызывает большой интерес у учащихся, хотя отнимает много времени на подготовительном этапе. При использовании этого вида деятельности большая ответственность возлагается на учителя, предполагается, что учащиеся по предложенной ситуации должны сами сформулировать проблему, а учитель должен спрогнозировать несколько возможных вариантов и определить учебные задачи. Однако, кроме этого  он должен дать рекомендации где можно найти материал, спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов, отследить деятельность каждого ученика и в итоге оценить его работу.

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 672
Яндекс.Метрика