Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

И ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Захарова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ № 38

Документы о направлениях модернизации образования обращают наше внимание на то, что обучение должно способствовать самореализации личности, обеспечить возможность продолжения обучения, воспитать высокообразованного человека и специалиста, способного к профессиональному росту и мобильности. Добиться этого невозможно без использования информационно - коммуникационных технологий в педагогической деятельности. Нас окружают деловые и активные молодые люди, они достаточно хорошо владеют компьютером, умеют использовать его в своей деятельности. В стране созданы условия для всестороннего развития личности, и мы должны использовать их в своей деятельности.

Образование – непрерывный, долгий процесс, помогающий не только получить знания, но и научиться их добывать и применять. А для того, чтобы учащиеся были полноправными участниками образовательного процесса, мы должны их заинтересовать. Такую возможность предоставляет учителю  применение в своей деятельности информационно-коммуникационных технологий. Применение таких технологий способствует повышению мотивации и качества обучения, выработке навыков организации труда, самостоятельной работе учащихся и обучению умения добывать нужную информацию и применять её в различных формах. ИКТ также расширяют интеллектуальные ресурсы ученика, повышают познавательную активность.

Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и заняли центральное место в образовательном процессе. Многие педагоги при проведении уроков и внеклассных мероприятий используют информационно-коммуникационные технологии. И это не дань моде, а острая необходимость. Учителя русского языка и литературы не смогли остаться в стороне от этого процесса. Уроки с использованием ИКТ помогают интенсифицировать преподавание данных  предметов, освободить учеников от кропотливого переписывания дидактического материала из учебника, увеличить темп урока, активировать зрительную память. На уроках литературы с помощью ИКТ преподавателю открылись неисчерпаемые возможности демонстрировать различные иллюстрации, знакомить своих учащихся с лекциями научных деятелей, занимающихся изучением творчества поэтов, писателей, художников. Главная заслуга ИКТ, по моему мнению, заключается в возможности применения технологии проектирования и исследования на уроках и внеурочных занятиях.

На уроках русского языка и литературы я использую компьютерные тесты, программы «1С: Репетитор», Библиотеку материалов «Кирилла и Мефодия», «Русский язык. Программа-тренажер» из серии «Дрофа» 5-8 классы. Использование фонохрестоматий и аудиозаписей на уроках русского языка и литературы также направлено на улучшение его  качества. Справочные ресурсы Интернета и вовсе необъятны. Если ребенка научить пользоваться ими, то он сможет найти любую информацию и применять её на практике.

Уроки русского языка и литературы провожу наряду  с обычными занятиями, так как считаю, что нельзя строить все уроки на основе применения ИКТ.

Включение обучающихся в проектную деятельность считаю оправданной. Действительно, дети, «загораясь» идеей конечного результата, создают «продукты», достойные внимания. Это помогает привлечь детей к внеурочной деятельности по предмету.

Когда родилась мысль провести совместно с обучающимися  урок об Иркутске, признаюсь, меня одолевали сомнения: не слишком ли стара и избита эта форма. Но результаты превзошли все ожида­ния: учащиеся так ответственно подошли к его подготовке, так активно готовили презентации, что урок просто не мог не получиться и плавно перешел в цепочку внеклассных мероприятий.

С использованием данной разработки может  быть  проведен как урок, так и внеурочное занятие. Это зависит от желания детей и возможностей программы.

Презентации, созданные моими учениками, помогают в интересной и достаточно простой форме расширить знания учащихся о малой Родине, воспитывать чувство уважения и любви к родному городу, привлечь к творческой и исследовательской работе. При составлении разработки были использованы презентации учащихся 10- 11 классов об Иркутске. Данные исследовательские работы были представлены на муниципальных и региональных  конференциях и оценены по достоинству.

Считаю, что презентации обучающихся должны быть использованы в дальнейшей работе, так как были востребованы и детьми и педагогами при просмотре.

Материал может использоваться как учителями литературы, так и классными руководителями города и области, тем более что это простая презентация, которой может управлять  любой.

Презентация Ланцовой Анастасии, Осипова Романа «Иркутск литературный» и Бажиной Дарьи «Деревянное золото Иркутска» уникальны по простоте исполнения и содержанию. Они не только знакомят слушателей с достопримечательностями Иркутска, но и учат, используя технику составления  обычных презентаций, составлять карту знаменательных мест. Все фотографии сделаны детьми, «пропущены» через себя.

Презентация «Улица Лермонтова» рассказывает о современной  улице, носящей имя великого классика. Она представляет собой групповой проект.

Литература

  1. Баев П. М. Играем на уроках русского языка. - М., 1988.
  2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М,: Просвещение, 1996.
  3. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М, 2000.- С92.

Зельманова Л. М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004.

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 600
Яндекс.Метрика