Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Воронова Наталья Владимировна, Пудова Наталья Васильевна,

воспитатели группы компенсирующей направленности
МБДОУ детский сад №77, г. Иркутск

      Постепенно использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится нормой в системе дошкольного образования. Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет более чем двадцатилетнюю историю.  Поэтому и в дошкольных образовательных учреждениях все чаще используется компьютер на занятиях с детьми.

Нам приходится самостоятельно изучать методы использования ИКТ в образовательной практике и внедрять их в свою деятельность. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.

Коррекция  речевых нарушений  у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) – это продолжительный, кропотливый и сложный процесс. Общее недоразвитие речи  – речевые расстройства у детей с нормальным слухом и интеллектом.  Основными задачами педагогической деятельности в группах компенсирующей направленности являются: активизация словаря, развитие и совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств, формирование правильного произношения, развитие психических процессов.

Проблема мотивации – одна из центральных в коррекционной работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и нашего желания  недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.

У   детей    старшего дошкольного возраста    преобладает наглядно-образное мышление.  Поэтому на занятиях с детьми - логопатами мы  используется способ взаимодействия с  компьютером посредством   игровой деятельности. Когда обучение протекает на основе игры, ребенок не только получает новые знания, но также без труда запоминает, обобщает и закрепляет их.

Для занятий по ознакомлению и закреплению изученного материала любой лексической темы разрабатываем  презентации с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий, с учетом особенностей развития детей, которые помогают на занятиях удерживать внимание ребенка. Это немаловажно для нас, так как нашу группу посещают почти одни мальчишки. Мальчики плохо воспринимают наши объяснения на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Мультимедиа-презентации воспринимаются детьми как мультики, которые привычны для дошкольника.

Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром на тему  «Путешествие по улицам города Иркутска»  использование презентации позволило преподнести детям историю родного города в увлекательной форме, в результате чего новый материал был усвоен детьми в большом объеме.

Подача обучающего материала в игровой форме помогает сформировать умения детей решать поставленные перед ними задачи, искать способы их решения, что способствует развитию логического мышления. Для поддержания интереса к речевой деятельности часто на занятиях используем загадки. И в этом помогают игры-презентации. Включаем их как часть занятия, проводимого с подгруппой детей или в индивидуальную работу.

Используя на занятиях мультимедиа-презентации, компьютерные игровые упражнения, можно решить одновременно несколько коррекционно-развивающих задач: коррекция звуковой стороны речи;  развитие слухового внимания и фонематического восприятия; формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи.

Мы совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых дефектов.  Работает по плану  учителя-логопеда и выполняем с детьми различные задания по автоматизации поставленных звуков, закрепления наработанного логопедом речевого материала. Ребёнок не может долго сидеть на одном месте, поэтому  добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации бывает сложно. Дошкольникам быстро надоедает однообразная и монотонная работа. Решая данную проблему, в своей работе используем разнообразные игровые сюжеты, предлагаем  детям интересную и увлекательную викторину, где они сами выбирают правильный ответ нажатием на кнопку мыши.

Например: «Звуковая дорожка», «Сказочка о веселом язычке» (артикуляционная гимнастика), «Приключение пчелки» (автоматизация звука «Ж»), «Путешествие по осеннему лесу» (автоматизация звуков «Ш», «С»).

Работая много лет с детьми-логопатами, отметили, что применение ИКТ при условии систематического использования презентаций и упражнений в сочетании с традиционными методами обучения помогает детям с интересом наблюдать, запоминать, так как материал подается детям в яркой, доступной  и интересной для них форме.  Работа на компьютере помогает  улучшить коррекционную работу, снижает утомляемость, позволяет учитывать индивидуальные особенности воспитанника, при этом легко решается проблема усидчивости.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет нам воспитателям логопедической группы привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологии.  Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой момент использования мультимедийных презентаций.

На работу с компьютером для детей старшего дошкольного возраста отводится 10 минут в день. Выполняя задание на компьютере, ребенок одновременно развивает мелкую моторику пальцев рук, зрительную координацию, что благоприятно влияет на общее развитие дошкольника. Поэтому во время занятия используем гимнастику для снятия напряжения глаз и разминки пальцев рук. В момент динамических пауз включаем релаксирующую музыку, используя не только компьютерное сопровождение, но и CD, нашим детям это очень нравится.

  В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения  новых ИКТ в свою практическую деятельность. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 900
Яндекс.Метрика