Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ 1–4-х КЛАССОВ «МИР МОИХ ИНТЕРЕСОВ»

В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Вьюгова Татьяна Сергеевна,

заместитель директора по экспериментальной деятельности

НОУ «Открытый молодёжный университет», г.Томск

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»

Самуил Яковлевич Маршак

 

Выполняя государственный заказ [1], команды педагогических коллективов образовательных учреждений сегодня находятся в поисках ответов на ключевые вопросы: как организовать образовательный процесс, отвечающий интересам и способностям обучающегося, как обеспечить эффективное управление образовательным процессом и повысить конкурентоспособность образовательного учреждения, как привлечь внимание родителей к процессу воспитания своего ребёнка и повысить его мотивацию к получению новых знаний? Общим решением для всех перечисленных вопросов может стать создание информационной образовательной среды (далее ИОС).

ИОС — понятие, широко используемое, в основном, при обсуждении процесса информатизации образования и до сих пор не имеющее общепризнанного определения. Согласно проекту Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации, назначение единой ИОС состоит в «…предоставлении современных электронных образовательных ресурсов, информационных сервисов, информационных систем и технологий обучения и воспитания, а также создании условий для обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг, преподавании дисциплин и распространении знаний, расширении доступа к электронному образованию всех уровней с учётом возможности построения современных механизмов обучения и воспитания» [2].

Наиболее содержательно, на наш взгляд, характеристика компонентов ИОС образовательного учреждения на основе требований ФГОС представлена Ю. Г. Коротенковым: «ИОС включает в себя следующие компоненты: учебная, методическая, научно-исследовательская, контроль и оценка результатов обучения, внеучебная, административная, технологическое обеспечение» [3].

Исходя из вышесказанного, при рассмотрении ИОС в образовательном учреждении мы будем говорить не об обеспечении учащихся компьютерами и скоростным Интернетом, а о её наполнении современными образовательными ресурсами, порталами, электронном контенте, а также о системе управления обучением, «автоматизации» труда руководителя, учителя, об обеспечении личного «электронного управления» собственной деятельностью, деятельностью учащихся и обучении с использованием дистанционных технологий.

Рассмотрим каждый из компонентов на примере внедрения Комплексной образовательной программы «Мир моих интересов» в образовательное учреждение. Комплексная образовательная программа «Мир моих интересов» (далее программа «ММИ») разработана авторским коллективом Негосударственного образовательного учреждения «Открытый молодёжный университет», является первой ступенью в комплексной непрерывной программе личностного развития ученика с 1 по 11 класс. Программа позволяет выстроить современную информационно-образовательную среду путём создания пространства, организуемого всеми участниками образовательного процесса, в которое вовлечены родитель, обучающийся и учитель, с использованием полного комплекта учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивного электронного учебника, рабочей тетради, плана конспекта занятий, кейсов для проведения мероприятий) и образовательно-игровых порталов.

Программа построена по модульному принципу и рассчитана на организацию внеурочной деятельности или дополнительного образования младших школьников по четырём тематическим направлениям:

1 класс — «Необычное в обычном» (знакомство с явлениями окружающего мира), объёмом 66 часов, из расчёта 2 часа в неделю;

2 класс — «Другой взгляд — другой мир» (знакомство с «параллельными мирами» человека и природы), объёмом 99 часов, из расчёта 3 часа в неделю;

3 класс — «Большое путешествие» (знакомство со странами и народами мира);

4 класс — «Мастерами становятся» (знакомство с современными технологиями и технологиями будущего, в том числе в области ИКТ).

Остановимся подробнее на первом тематическом направлении программы «Мир моих интересов. Необычное в обычном».

Учебная компонента в данной программе представлена в виде системы информационно-образовательных ресурсов, обеспечивающих её реализацию как в классе, так и дома. Занятия в классе обеспечены полным учебно-методическим комплектом: подробный план-конспект каждого занятия для учителя, интерактивный электронный учебник, дополнительные материалы для организации проектной, творческой деятельности младших школьников и красочная рабочая тетрадь для учащегося «Необычное в обычном». Разнообразие представленного содержания позволяет активизировать разные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое (теоретическое), — разные типы восприятия и переработки информации, в целом создаёт предпосылки для индивидуализации.

Дома учащемуся предлагается вместе с родителями пройти задания на игровом образовательном портале «Кувырком». Портал реализует игровые технологии в форме путешествия по острову, каждая игра состоит из шести шагов, последним из которых является пазл. Выполнив игровое задание на закрепление темы, обучающийся получает электронную награду, после прохождения игры электронные награды автоматически размещаются в электронном портфолио обучающегося. Сервисы портала также позволяют заносить в виртуальное портфолио личные достижения (грамоты, дипломы, выполненные поделки, проекты, творческие работы, созданные в ходе занятий по программе и т.п.) и другие его результаты внеурочной деятельности.

В процессе всего обучения учащегося сопровождает главный герой программы —Хэлпик (от англ. слова help — помощь), задающий положительный эмоциональный настрой и мотивацию к получению новых знаний.

Как показывают результаты апробации, разнообразное содержание программы «ММИ» позволяет интегрировать его практически со всеми предметными областями и создавать новую информационно-образовательную среду для формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, ориентированных на самостоятельную внеучебную деятельность, развитие творческих способностей и достижение новых образовательных результатов обучающихся.

Опытом делится учитель начальных классов Лариса Александровна Гончарова, МОУ «СОШ № 45» г. Волгограда: «В ходе апробации программы в 1-м классе тематика мини-проектов определялась младшими школьниками на занятии и реализовывалась на учебных предметах, например, проект «Узоры» на предмете «Технологии», «Вода» и «Кристаллы» на предмете «Окружающий мир», «Время» на предмете «Математика»».

Помимо перечисленного выше дидактического потенциала программы, отметим постоянную методическую поддержку специалистами НОУ «ОМУ» в виде консультационной помощи с использованием современных средств ИКТ (бесплатная горячая линия, Skype-встречи, консультационные линии на Открытом педагогическом объединении «ИнтерНика», всероссийский портал «Vneurochka.ru»). Гибкая система повышения квалификации, реализуемая в удобном дистанционном формате (виртуальные педсоветы, система вебинаров, образовательные события), позволяет педагогическому коллективу развить ведущие компетенции и сформировать электронное портфолио по направлениям: организация современной внеурочной деятельности; тьюторское сопровождение обучающегося; развитие ИКТ-компетенций.

Впечатлением делится участник дистанционного мастер-класса Маргарита Петровна Фролова, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 2» г. Алапаевска: «Мастер-класс, в котором я принимала участие, это хороший способ идти в ногу со временем, поделится своими знаниями с учениками и коллегами, а карта ресурсов поможет мне и моим коллегам оптимизировать свою профессиональную деятельность».

Постоянный интерес к реализации внеурочной деятельности с программой «ММИ» и желание быть вовлечённым в данный процесс создают особую информационно-образовательную среду самообразования педагога, непрерывного профессионального развития и способствуют инициации собственного научно-исследовательского проекта. В рамках научно- исследовательского проекта программа «ММИ» становится основой для разработки совместной партнёрской программы и отработки передовых образовательных технологий внеурочной деятельности:

  • технология смешанного обучения;
  • технология развивающих игр;
  • технология тьюторского сопровождения познавательного интереса младшего школьника;
  • технология развития активной позиции родителя в процессе обучения и воспитания младшего школьника;
  • технология проектной деятельности;
  • технология позитивного использования электронных устройств во внеурочной деятельности без вреда для здоровья;
  • технология формирования индивидуальной образовательной траектории младшего школьника с помощью электронного портфолио и карты интересов;
  • технология дистанционного обучения.

Любая из представленных технологий может быть заявлена как индивидуальное направление педагогического исследования или исследование всей команды образовательного учреждения на региональном уровне, повысив тем самым его престиж и статус. Одной из ярких педагогических команд, второй год успешно реализующих экспериментальную программу «Мир моих интересов», является команда МБОУ «СОШ № 39 имени П. Н. Самусенко» г. Братска Иркутской области под руководством Светланы Николаевны Митрофановой. Секретом успеха делится заместитель директора по НМР Елена Владимировна Матц: «В организации внеурочной деятельности школьников по экспериментальной программе удалось достичь результатов за счёт создания рабочей группы в составе директора школы, заместителя директора по НМР, УВР, учителя начальных классов, педагога-организатора и психолога. Каждый из участников выполнял свои функции согласно дорожной карте».

Контроль и оценка результатов деятельности команды в программе осуществляется посредством мониторинга электронного портфолио как формы комплексной оценки УУД. В первом классе оно состоит из двух основных частей: страницы интересов и страницы достижений (дипломы, грамоты, примеры работ и виртуальные награды за прохождение игр на портале «Кувырком» — «ачивки»). Представить своё первое портфолио учащиеся могут вместе с родителями на итоговом мероприятии — празднике «Портфолио».

Внеучебная компонента ИОС в программе представлена комплексом внеурочных мероприятий как в классе, так и за его пределами. Используя дополнительные материалы программы «ММИ», образовательные учреждения могут создать условия для творческого самовыражения и развития младших школьников, организовать взаимодействие школы с семьёй.

Эффективная реализация ИОС возможна только при наличии административной компоненты, обеспеченной современным техническим решением. Таким решением в программе «ММИ» является «Личный кабинет», функции и инструменты которого способствуют эффективному управлению образовательным процессом.

Опыт работы участников апробации программы «ММИ» в Иркутской области (МОУ «Железногорская СОШ № 1», МБОУ«СОШ № 11 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Иркутска, МОУ «Новоигирменская СОШ № 3», МОУ «Усть-Ордынская СОШ № 1», МБОУ «СОШ № 5» г. Черемхово) постоянно представляется на районных педагогических чтениях, фестивалях, августовских совещаниях и педагогических советах, городских дистанционных конференциях, создаются авторские педагогические разработки, творческие видеоролики, фотографии образовательного процесса, свидетельствующие об успешной организации ИОС на основе программы «ММИ» в образовательном учреждении.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт: [Электронный ресурс]. Официальный сайт ФГОС. — Электрон.дан. — М., 2009–2012. — Режим доступа: http://standart.edu.ru.
  2. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации[Электронный ресурс].—Режим доступа: http://www.herzen.spb.ru/img/files/puchkov/koncepciya.pdf.
  3. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы. — М.: Академия АйТи, 2011. — 152 с.
Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 1384
Яндекс.Метрика