Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ДЕТИ И КОМПЬЮТЕР

(из опыта использования ИКТ в дошкольном образовании)

Тумашева Мария Петровна, Моисеева Людмила Мидхатовна,

воспитатели высшей категории, МБДОО д/с № 77,  г. Иркутск

«Компьютер, ах, компьютер,

Ты и сила, и ловкость ума,

Компьютер, ах, компьютер,

Ты сведешь поколенье с ума»

 

Каждый день мы узнаем что-то, чего не знали раньше, – получаем новую информацию. Информация – это знания, сведения, которые мы черпаем из книг, телепередач – это новости, которые слышим по радио или от людей, с которыми общаемся.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. Они придумали подъемный кран, автомобиль, самолет и много других машин, механизмов и приспособлений, усиливающих их физическую возможность. В XX веке были созданы компьютеры. Они облегчают умственный труд человека, усиливают его интеллектуальные способности, помогают справиться с огромными объемами информации.

Сегодня компьютеры – обычное явление в учреждениях, банках и наших домах. С помощью компьютера человек не только выполняет математические расчеты, управляет сложным оборудованием, но и может рисовать, слушать мелодии, играть в разные компьютерные игры, смотреть мультфильмы и делать многое другое.

Правильные действия мы можем осуществить, имея информацию о том, как это делается. В детстве ребенок учится ходить и говорить, рисовать и лепить, писать и читать, кушать и готовить пищу, убирать постель и мыть посуду, делать утреннюю гимнастику и чистить зубы, выполнять многие другие действия. Как все это делается, ребенку объясняем и показываем мы, взрослые – родители, воспитатели… Многому можно научиться, просто наблюдая, как это делают другие. Наблюдение – это тоже действие с информацией. Каждое действие с чем-либо ребенок осуществляет на основе информации, а как это делается – поможет осознать компьютер.

Современные дети отличаются от предыдущих поколений - они с легкостью осваивают сложную техническую игрушку - трансформер, но с трудом решают логическую задачу, неутомимо долго могут играть в «многоуровневые» компьютерные игры, но при этом придумать свою сказочную историю для них непосильный труд. Сегодня сама жизнь диктует качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду.

Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

За компьютером сидеть – это интересно…

Понимай любой большой, знай любая кроха:

Знать компьютер – хорошо, а бояться плохо.

ИКТ помогает нам, современным педагогам, в нашей работе - это:

  1. Подбора иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  2. Подбора дополнительного познавательного материала.
  3. Обмен опытом, знакомство с новинками и наработками других педагогов.
  4. Оформление групповой документации, отчётов.
  5. Создание слайд-шоу и презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и родителями в процессе проведения родительских собраний.

Основная идея современного обучения детей заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка. Информационные технологии выступают в качестве средства формирования ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов,  раскрытия творческих способностей, кроме того активизирует познавательно-речевую деятельность, способствует развитию психических процессов детей дошкольного возраста. Непосредственная образовательная деятельность с детьми проходит более интересно и продуктивно, потому что:

1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу, развитию памяти, воображения, творчества;

2. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, Вселенная, космос, падает снег, распускается цветок, движение волн и т.д.;

3. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, опасные ситуации на дороге – «Уроки безопасности» по ОБЖ, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

4. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая поиск информации в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями, воспитателями;

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

  • В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • Как сопровождение объяснения воспитателя (презентации, схемы, рисунки, слайд-шоу, видеофрагменты и т.д.)
  • Как информационно-обучающее пособие
  • Для контроля усвоения материала детьми.

В своей работе ИКТ мы используем не первый год. Для воспитания любви к семье, детскому саду, микрорайону в котором мы живем, родному городу сделали презентации: «Есть на свете чудо-сад», «Самый счастливый ребенок Синюшки!», «С чего начинается Родина – с Синюшки любимой родной!», «Иркутск – середина земли». Сначала это были простые презентации, где мы использовали фотографии ребят своей группы в различных видах деятельности, фотографии нашего микрорайона, сделанные родителями, фотографии родного города. Сколько эмоций, удивления и восторга мы увидели в лицах детей, когда они узнавали себя на экране монитора.

Следующим шагом использования ИКТ  стали презентации с текстами, загадками, кроссвордами с выплывающими окнами в которых была информация доступная детям. В целях  социально – личностного патриотического воспитания детей проводится работа в разных направлениях ОП ДОО. Эта задача в сегодняшнем сложном мире является одной из главных. Мы должны научить детей быть добрыми, терпимыми, отзывчивыми, любящими всех людей. Для этого мы и начинаем с малого – воспитываем любовь к семье, детскому саду, микрорайону в котором живем, родному городу, к Родине. Учим детей любить и уважать своих родителей, воспитателей, свою Родину. Информационные технологии помогают нам в решении этих задач. Мы делаем на компьютере  работы социально-нравственной направленности. Это и иркутский дворик, и портрет родных, и обитатели Байкала, и родной детский сад. Эти рисунки ребята продолжают рисовать или строить с нами в группе или дома с мамой. Такие работы можно делать по разным темам. Главное, чтобы они учили добру и сохраняли в детях чистоту. Тогда информационные технологии  не будут у детей ассоциироваться с агрессивными играми.

В рамках реализации проекта «Любовь к Родине» были проведены мероприятия по темам: трудового, нравственного, гражданско-патриотического воспитания: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи» (о ценности хлеба), «Озер на свете много, но лучше всех Байкал» (о коренных жителях Прибайкалья), «Иркутское казачество» (о казаках), «Рождество» (о народных традициях), «Иркутск резной» (о старинных домах Иркутска, сохранившихся до наших дней), «Блокада Ленинграда» (к 70-летию блокады) и другие. Во всех этих мероприятиях мы использовали презентации для лучшего донесения информации до детских сердец.

Большую роль играют ИКТ в развитии художественно-эстетических и творческих способностей детей, позволяют создавать удивительные творческие  рисунки, проекты, сюжеты. Но, самое главное, что все задуманное и реализованное на компьютере, дети продолжают создавать своими руками в собственной деятельности. На экране можно видеть целый ряд детских работ, связанных общей задачей, но реализованных различными средствами. Такой подход открывает широкие возможности для детей в компьютерном и практическом, продуктивном  творчестве. Особое место в данном направлении играет возможность раскрытия ребенком всей неповторимой палитры образов и красок  народно-декоративных промыслов, созданных в творческой мультимедийной среде. Для того чтобы создать витражи для окон родного города, украсить стаканчики для сока, который приготавливали сами, ознакомления с новыми видами  художественного творчества мы использовали видео-презентации «Витражи», «Декупаж».

Не только в художественном творчестве использование  ИКТ приносит хорошие результаты, но и в познавательно-речевой деятельности с детьми.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми имеет свою специфику: она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволяет делать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для нас, но заменить живого общения воспитателя с ребёнком они не могут и не должны.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: воспитатели получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышают свой социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации детей, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОО, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к нашим советам, активнее участвуют в групповых проектах.

«Говорят, мы, друзья, не от мира сего –

Ищем, спорим, исследуем, что-то решаем.

Но награда за поиски выше всего-

Это радость открытий, познание тайны…»

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт ФГОС. – Электрон. дан. – М., 2009-2012. – Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. — Загл. с экрана.
Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 572
Яндекс.Метрика