Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВЫХ 

И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
(из опыта работы)

Тюрюмина Елена Вадимовна,

учитель истории и обществознания, г. Иркутск

Уже более пятнадцати лет я успешно занимаюсь таким направлением учебной деятельности как работа над проектами. Это, прежде всего, научно-исследовательские работы, а также курсовые.  ИКТ представляют собой универсальный и действенный инструментарий, который нами используется, в частности, в:

1) оформлении, учёте и систематизации информации;

2) поиске информации;

3) обеспечении более результативного общения учителя и ученика;

4) представлении результата работы в виде электронном, готовом к переводу в печатный и оформление визуального ряда (презентации);

5)  хранении информации.

Остановимся на некоторых аспектах подробнее.

1. Оформление, учёт и систематизация информации (рабочих материалов)

Я думаю, все помнят, что десять-пятнадцать лет назад мы рассматривали персональный компьютер (ПК) как удобную печатную машинку. На сегодняшний день преобладающей функцией ПК всё так же является набор текста, комментировать это мы не будем.  Обратимся к иным возможностям ПК и ИКТ.

Учёт и систематизация рабочих материалов требует владения программой Microsoft Excel, которая входит в состав Microsoft Office и является одним из наиболее популярных приложений в мире. Удобство её очевидно. Когда мы работаем более чем с 5-6 проектами, систематизация попросту необходима и лучшего варианта, чем электронные таблицы, пожалуй, нет. Возможности, предлагаемые  Excel, позволяют составить любой вариант учёта. Предлагаю простейший (см. рис. 1).

Для научно-исследовательских работ логично будет добавить графы «Планируемые выступления» и «Результат» (см. рис. 2).

Кроме того, от учителя наверняка потребуется составить план работы с учеником, который должен быть выполнен в электронном варианте, то есть опять же с применением программы  Excel. Если такую работу начать вовремя и систематически к ней обращаться, то она не занимает много времени и действительно оказывает реальную помощь, снимая необходимость держать в памяти массив информации. И это всё только вершина айсберга возможностей под названием Microsoft Excel.


Рис. 1

 


Рис. 2

 

2. Поиск информации

    В ставшем уже привычным категоричном запрете школьникам на поиск информации в Интернете (из-за подозрений в использовании готовых работ) мы не учитываем тот факт, что значительная часть всех материалов переведена в электронный вид. Сидеть в библиотеке за столом с газетой и сидеть за ПК — результат, по сути, один, а экономия времени существенная. А доступ к удалённым ресурсам? Значение сети Интернет в отношении этого трудно переоценить.  Использование специализированных сайтов да и вообще работа с сайтами, с той же ставшей одиозной Википедией — это оптимизированный путь поиска информации,  увы или к счастью, но — требование сегодняшнего дня.  Считаю, что что для работы школьника вполне достаточно найденного таким образом материала.  Пора перестать ломать копья по этому поводу, опытный руководитель всегда найдёт оптимальный баланс использования различных источников информации. (Естественно, что для подлинно академической работы он как единственный путь неприемлем). Хочу также подчеркнуть, что неуместность полного использования готовых работ понимается и самими школьниками.

А умение работать с поисковыми системами? Я вижу, что немногие владеют правильной технологией оформления поисковых запросов, и в этом также кроются возможности.

3. Обеспечение более результативного взаимодействия учителя и ученика

Априори выполнение курсовых и исследовательских работ требует большего взаимодействия ученика и преподавателя как в количественном (время), так и в качественном отношении, что в пределах обычного школьного дня невозможно. В организации как регулярного, так и оперативного консультирования на помощь приходит ИКТ. Способы передачи информации с применением ИКТ разнообразны. Несомненно, самый популярный — электронная почта. Обмен файлами и работа с ними с помощью USB-флэш- накопителей давно вошли в учебный обиход. Абсолютно никаких затрат сейчас не требует использование программы Skype (скайп).  Естественно, нельзя обойти вниманием такое суперпопулярное сейчас средство коммуникации как смартфоны и планшетные компьютеры (планшеты). С их помощью мы оперативно обмениваемся фотографиями, используем их для фиксации события, заметки; наброска плана и т.д.

4. Оформление результата работы

Процесс выполнения исследования должен завершиться оформлением работы в электронном виде, готовом к переводу в печатный, а также представлением визуального ряда (презентации). Программа  PowerPoint хорошо знакома школьникам, однако в работе с ней мы определили ряд аспектов, которые позволяют максимально полно использовать её возможности.

Во-первых, использование программы PowerPoint не должно отдаваться на полный откуп ученику, как бы это смешно ни звучало. Безусловно, это здесь проявляется творческое начало школьника, но мы не можем забывать о цели презентации — максимально способствовать раскрытию научно-исследовательского потенциала работы. Именно поэтому все элементы программы — от рисунка фона до величины шрифта, от последовательности слайдов до анимационных эффектов – должны пройти жёсткий контроль. Ребята приучаются к тому, что форма должна не повредить содержанию, но подчеркнуть и раскрыть его.

Во-вторых, огромное значение имеет такая практика работы как совместное обсуждение подготовленных презентаций. Тем самым  развивается такой важнейший навык как навык диалогического общения, аналитический подход, формируется творческое мышление.  

В-третьих, мы ввели в практику выступление с презентациями старших товарищей или тех, кто уже имел опыт публичного выступления как обучающий момент для начинающих. Опыт тех ребят, кто успешно защитил курсовые и стал победителем различных научно-практических конференций, может вновь восприниматься как возможность.

5. Хранение информации

Вопрос, над которым, по моему мнению, мало кто задумывается по-настоящему – это хранение разработанных материалов. Ведь среди них могут быть настоящие жемчужины, которые стоили вам и времени, и сил, став вашим интеллектуальным багажом, порой эксклюзивным.  Стоит помнить, что привычные нам USB-флэш-накопители как очередной этап сохранения информации просто-напросто устаревают, а хранить информацию на жёстком диске своего ПК все равно, что держать яйца в одной корзине. Сейчас актуальным является хранение информации на удалённом сервере или в так называемых облаках. Думаю, что эту технологию, несомненно, стоит учитывать.

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 797
Яндекс.Метрика