Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ОСОБЕННОСТИ  ПРЕПОДАВАНИЯ

ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

Старцева Екатерина Алексеевна,

учитель информатики МБОУ г. Иркутска лицей №3

Успешность открытия с 2005 года в лицее №3 города Иркутска профильных информационно-технологических классов подтверждается ежегодными поступлениями выпускников на бюджетные места в технические ВУЗы Иркутска и других городов России. Существующая лицейская система преподавания предмета «информатика» охватывает все классы с 5 по 11-й, поэтому, говоря об успешном профильном информационно-технологическом образовании, нужно отметить, что предпрофильная подготовка занимает серьезное место в учебном плане лицея. А мотивация учеников старших классов при изучении профильных предметов вполне достойная.

Каждый учитель, работающий в классах с углубленным и профильным изучением информатики, согласится с тем, что основное и ведущее место в предмете занимают темы алгоритмизации и программирования. Для подготовки к ЕГЭ кажется достаточно изучить  с учениками один из учебных языков программирования (basic/pascal), причем учитель может выбирать самостоятельно, на каком языке программировать. Изучению сред объектно-ориентированного программирования (ООП) при подготовке к сдаче ЕГЭ можно и не уделять много внимания, но как показывает практика, что расширение и углубление знаний в области ООП дает только положительные моменты. Создание проектов на языках Delphi или VisualBasic помогает учителю повысить предметные результаты освоения учениками профильного (углубленного) курса информатики  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (п.9.3.ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413):

- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

Грамотно построенная работа с учениками при изучении ООП не только направлена на расширение знаний в области алгоритмизации, но и на построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей учащихся и на создание активной учебно-познавательной деятельность обучающихся.

Остановимся более детально на темах, которые изучаются в разделе ООП профильного курса информатики на примере среды программирования Delphi (Lazarus). Рассматривать любую среду объектно-ориентированного программирования необходимо с общих вопросов инструмента­рия и основных категорий: свойств, событий, мето­дов. Если учащиеся до этого уже были знакомы с основами программированием в среде Pascal(basic), то изучение вводных тем (даже изменение  свойств компонентов визуально и программным путем) не вызовет никаких проблем. Первый мини-проект (приложение в Delphi) – программа-калькулятор, в котором используется несколько объектов (компонент)  и одна событийная процедура. На этом этапе важно для учеников сделать акцент на правила сохранения проекта, его структуру, на возможности среды по отладке и компиляции программы.

Для изучения управления компонентами при проектировании в среде рекомендуем начать с формы, её свойств, событий и методов.
Разработка приложения методически состоит из этапов:

  • постановка задачи, включающую в себя изображение на бумаге того, что планируется поместить на форме, а также сам сценарий прило­жения;
  • создание и оформление формы;
  • программирование событий.

Поднимая уровень требований к навыкам учащихся, следует выбрать проекты, при реализации которых учащиеся освоят новые для них воз­можности Delphi. Типичными примерами таких проектов является разра­ботка текстового или графического редактора, приложений с использованием управляющих элементов (переключателей, флажков и списков), медиа плеера, простейших игр.
Итоговой зачетной работой по теме ООП является создание мультиформенного проекта-приложения. Тематика индивидуальных работ разнообразна, но учитель рекомендует  лицеистам предметные направления. Например, «Современные мониторы», «От пейджера до смартфона», «Системы счисления», «Представление числовой информации в ПК», «Криптография», «Архитектура ПК» и  др.

Перед распределением тем, учитель обязательно знакомит учеников с критериями оценивания их будущих проектов. Структура работы должна включать в себя меню, теорию и практику по теме, тест, страничку автора. Обязательно пройдет оценивание стильного (или классического) дизайна, использование звука, видео, анимации изображений, и самое главное – это оценка содержания материала (грамотность, научность и краткость изложения).

Рис.1. Главная форма

Пример зачетной работы ученицы 10 профильного класса на тему «Все о штриховых кодах», который включает использование практически всех пройденных на уроках свойств, методов и событий для объектов (компонент).

 На главной форме проекта можно увидеть разноуровневое меню, а также  два «летающих» объекта, в виде рисунков, которые при нажатии «превращаются» в кнопки ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА.

Рис. 2 Форма с теоретическим

материалом

Рис. 3 Форма с практическим заданием для пользователя

 

Работа включает в себя еще и тест по изложенному в проекте теоретическому материалу и, конечно, страничку автора.

Рис. 3 Форма вывода первого вопроса теста

Рис. 4 Страница автора

Естественно, что созданные ребятами проекты не идеальны, но всегда из класса можно отобрать несколько  для выступления на лицейской НПК «Альфа и Омега», а особо качественные работы представить на городских конференциях в области ИКТ.

Использование проектной деятельности на уроках информатики в описанной выше форме работы в профильных классах дает комплексное формирование информационно-коммуникационных компетентностей выпускника средней школы в области компьютерных технологий и программирования, дизайна  и оформления, структурирования информации.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт ФГОС. – Электрон.дан. – М., 2009-2012. – Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  2. Основы программирования в интегрированной среде Delphi. Практикум / А.В. Желонкин. – М.:Бином.Лаборатория знаний, 2006. – 236 с.
  3. Delphi в задачах и примерах/ Н.Б.Культин. – СПб.:БХВ-Петербург, 2005. – 288 с.
  4. Изучаем Delphi / А.Н.Жуков. – СПб.:Питер, 2003. – 352 с.
Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 629
Яндекс.Метрика