Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Сокова Ольга Вячеславовна,
учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ
с углублённым изучением отдельных предметов №14

Наше поколение, особенно поколение наших детей, столкнулись с серьёзным испытанием, окунувшись в быстро и хаотично меняющуюся среду, насыщенную новостями, технологиями, часто противоречащими друг другу. Таким образом, ребёнок должен адаптироваться не в новой культуре, а в череде меняющихся культур.

Как растущему ребёнку обрести уверенность в себе и в завтрашнем дне? Как предвидеть его будущее в такой ситуации? Как справляться с потоком информации и новых требований и не потерять свою индивидуальность, самобытность, сохранить культурные ценности от отцов и дедов?

Становится очевидной потребность современной школы в гибких, адаптированных системах преподавания, предусматривающих возможность обучения детей самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, анализировать получаемые знания и применять их для решения всё новых задач.

Лавинообразный поток информации во всех областях знания не позволяет строить обучение в основном на усвоении суммы готовых знаний, добытых человечеством.

Современному учителю в новых условиях необходимо пересмотреть свои методы преподавания в соответствие с требованиями времени и потребностями детей в новых компетенциях. Необходимо:

-учить учащихся самостоятельному критическому мышлению, умению работать с информацией, используя современные компьютерные технологии;

-учить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

-учить принимать самостоятельные аргументированные решения;

-учить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Как осуществить учителю эти задачи в школе при классно-урочной системе преподавания?

Одним из путей решения этой проблемы может быть проектирование или метод проектной деятельности, известный и применяемый в нашем образовании ещё в 20-ые годы прошлого столетия и запрещённый указом Сталина в 30-ые годы.

Образовательный проект — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата этой деятельности, организованная на основе компьютерной телекоммуникации.

В основе этого метода лежит «проект».

Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация.

Метод проектовэто именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, в том числе с использованием мультимедийного оборудования.

Сущность идеи метода проектов – стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

Решение проблемы, заложенной в проекте, почти всегда требует привлечения интегрированного знания (знания из разных предметных областей), более высокого уровня совместной деятельности учащихся над проблемой, предложенной им учителем (по программе) или выбранной самостоятельно. В этом случае учащиеся полностью самостоятельно разрабатывают весь проект, ставят промежуточные задачи, намечают результаты.

Проектирование основано на идее, что знание нельзя передать от учителя к ученику, нельзя прочитать в книжке, но можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей (Конструктивистская дидактика), используя современные способы поиска информации и её презентации.

Овладев умением пользоваться информацией, осмысливать ее, манипулировать ею, хранить, передавать на далекие расстояния, систематизировать в те или иные системы, ученик становится не просто субъектом педагогического процесса, а исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей выявлять и решать достаточно широкий круг гуманитарных и естественно-научных задач.

Проектная деятельность в начальной школе имеет свои особенности.

Первая сложность, с которой сталкивается младший школьник, это выбор темы исследования. Дети ещё не всегда умеют сформулировать проблему для поиска ввиду своих возрастных особенностей.

Темы проектных работ в начальной школе лучше выбирать из содержания учебных предме­тов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу.

Длительность выполнения проекта це­лесообразно ограничить одним уроком (мо­жет быть, сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполне­ния этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким об­разом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения?»

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проек­те. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» уче­никам информацию, а направить их самос­тоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо полу­чить? К каким источникам информации сле­дует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции.

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важ­но, чтобы родители не брали на себя выпол­нение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, прояв­ление заинтересованности со стороны ро­дителей — важный фактор поддержки мо­тивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Целесообразно провести родительские собрания-лекции, на которых родителям разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Необходимо, чтобы дети знали критерии оценки их проектов заранее. Таким образом, они будут иметь представление к чему необходимо стремиться, чтобы их исследование имело успех.

Литература

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Изд-во «Учебная литература», Изд. дом «Федоров», 2006.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.
  3. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
  4. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
  5. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010.
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

7. Феоктистова В.Ф.  Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 906
Яндекс.Метрика