Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЛЕКСНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НОУ «ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(г. Томск) КАК ФОРМА МОДЕРНИЗАЦИИ

И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Смолонская Марина Александровна, заместитель начальника учебно-методического управления, НОУ «Открытый молодежный университет»

Титов Роман Васильевич, старший преподаватель, НОУ «Открытый молодежный университет»

Цолан Эльвира Григорьевна, ведущий специалист, НОУ «Открытый молодёжный университет»

Процессы глобализации и информатизации, протекающие в современной России, нашли своё отражение в модернизации системы образования. В настоящее время наблюдается переход на иной уровень понимания и осуществления образовательного процесса, появляются новые представления о результатах школьного образования, стремящегося к портрету выпускника 2020, который должен стать «… личностью образованной, самостоятельной, толерантной, креативной, способной к непрерывному образованию и самоорганизации… Он не боится экспериментировать, считая ошибки необходимой составляющей практики и познания…».[1] В связи с этим возникает вопрос, с помощью каких образовательных технологий и какими средствами могут быть достигнуты декларируемые результаты?

Принятие новых ФГОС, делающих акцент на компетентностном подходе и развитии дистанционного образования школьников, внедрение в школах инновационных систем коммуникаций способствуют развитию и широкому использованию новых образовательных технологий, форм и методов работы.

Развитие информационных и интернет-технологий открывает новые возможности для всех участников образовательного процесса, делает возможным появление новых форм обучения, способствует решению спектра задач, стоящих перед образованием, в частности, индивидуализации подхода к обучающимся, выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, разработке актуального и востребованного образовательного контента.

НОУ «Открытый молодёжный университет» уже более 12 лет реализует инновационную и единственную в России систему развития школьников с 5 по 11 классы средствами Комплексной образовательной программы «Школьный университет» (КОП «ШУ»),  интегрирующей в себе очно–дистанционные формы обучения, что в условиях реализации требований национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и концепции ФГОС второго поколения, становится актуальным для всех участников образовательного процесса.

Комплексная образовательная программа «Школьный университет» направлена на достижение нового качества образования через решение актуальных задач современной школы:

  • Организация дистанционного обучения школьников.
  • Организация сетевого взаимодействия.
  • Интеграция дополнительного образования.
  • Организация работы с одарёнными детьми.
  • Реализация профильного обучения и предпрофильной подготовки.
  • Совершенствование учительского корпуса. Повышение квалификации педагогов по актуальным направлениям развития образования.
  • Организация работы по повышению ориентации образования на практические нужды отрасли информационных технологий.[2]

Главная цель программы на всех ступенях обучения в школе — формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, осознание личностного потенциала, полученного в результате обучения по предметной области «Информатика и ИКТ» и первого профессионального опыта, становятся основой профессионального выбора.

Уникальность программы заключается в полноте предоставляемого комплекса образовательных услуг, нацеленного не только на изменение образовательного уровня обучающегося, но и на обеспечение соответствующими ресурсами образовательные учреждения, а именно:

  • в организации учебного процесса по предметной области «Информатика и ИКТ», направленного на формирование ИКТ-компетентности школьников, на базе инновационного учебно-методического комплекса, современных методик и технологий обучения (проблемных, исследовательских, проектных, коммуникативных, игровых и др.); 
  • в организации внеурочной деятельности школьников через очные и дистанционные образовательные события, познавательные и досугово-развлекательные мероприятия, направленные на самореализацию, развитие интеллектуального и творческого потенциала детей;
  • в реализации дополнительных образовательных программ (в том числе с применением веб-технологий), направленных на решение задач профессионального самоопределения школьников, формирования творческих, предпринимательских и личностных компетенций, способствующих социальной мобильности и успеху на рынке труда;
  • в реализации программ профессионального развития педагогов в области теории и методики обучения, использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также мероприятий, направленных на их профессиональное самосовершенствование и личностное развитие;
  • в обеспечении сопровождения образовательного процесса, организационной и методической поддержки всех его участников.

КОП «Школьный университет» состоит из следующих основных компонентов:

  • УМК —41 учебный курс для учащихся 5–11-х классов, позволяющий пройти практико-ориентированное обучение и получить сертификаты по пяти направлениям: информационные технологии, программирование, офисные технологии, компьютерный дизайн» (специализации: графический дизайнер, дизайнер-проектировщик, веб-дизайнер, видеодизайнер, дизайнер-верстальщик), мультимедиа. Учащиеся и учителя информатики обеспечиваются УМК по выбранной индивидуальной программе (учебное пособие, интерактивный электронный учебник, комплект методических материалов для проведения занятия и итоговой аттестации).
  • Комплекс внеурочных очных и дистанционных мероприятий и проектов профориентации (молодёжный фестиваль «Цифровой Бум», олимпиада по информатике «Пользователь», виртуальный КВН, сетевые проекты, профессиональные сообщества). 

Особенностями программы являются:

  • Наличие системы сопровождения каждого образовательного учреждения (организационного, методического, финансового, юридического).
  • Широкие возможности непрерывного обучения и повышения квалификации педагогов (как очные и дистанционные курсы повышения квалификации, так и постоянно действующая система поддержки учителя через вебинары, виртуальные мастер-классы, консультационные линии, виртуальное методическое объединение с фондом методических разработок «ИнтерНика»). По итогам мероприятий предоставляются сертификаты и подтверждающие документы (в том числе государственного образца).

Сетевые технологии позволяют осуществлять мониторинговые исследования образовательного процесса школьников на любом этапе обучения. Так на каждой ступени школьного образования предполагается формирование и развитие определённых ЗУНов и компетенций.

  • 5–7 классы

—Компетенции — творческие и коммуникативные, социальные.

—ЗУН — информационные технологии: обработка фотографий, компьютерная графика, веб-дизайн, флеш-анимация, обработка звука и видео, мультипликация.

  • 8–9 классы

—Компетенции — профессиональные (профориентация).

—ЗУН — направления: IТ-, медиа-, бизнес-технологии.

  • 10–11 классы

— Компетенции — проектные.

—ЗУН —направления: моделирование, проектирование, программирование, экономика и финансы, маркетинг.

В рамках Комплексной образовательной программы «Школьный университет» реализуется многоуровневая система обучения учащихся с формированием портфолио сертификатов по пяти содержательным линиям как показатель индивидуальных достижений учащихся. Система выстроена по принципу перехода от формирования базовых знаний к формированию профессиональных компетентностей, которые реализуются инновационными средствами обучения.

Конечным результатом обучения по программам Открытого молодёжного университета является:

  • сформированность универсальных учебных действий;
  • сформированность ИКТ-компетентности обучающихся;
  • сформированность учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • сформированность профессиональных компетенций.

Обучение по КОП «Школьный университет» предоставляет возможность выстраивать обучение с учётом персонификации учебного процесса, (индивидуализировать учебный процесс), обладает широким диапазоном средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса, выполнение практико-ориентированных заданий усиливает компетентностный подход.

КОП «Школьный университет» включает как локальные, так и сетевые технологии дистанционного обучения. К локальным технологиям относится обучение с использованием УМК (ИЭУ, учебные пособия/рабочая тетрадь для учащихся, КИМы, методические материалы для педагогов и пр.).

Наиболее важное, перспективное значение в организации образовательного процесса образовательных учреждений занимает использование сетевых технологий дистанционного обучения, т.к. именно они наиболее полно реализуют принцип распределённости образовательных ресурсов.

При реализации данной программы осуществляется поддержка стандартов в сфере технологий дистанционного обучения. Обучение организуется тремя способами, в зависимости от возможностей и условий ОУ:

  • Использование УМК как дополнительного дидактического материала на уроке.
  • Организация элективных курсов, факультативов и пр.
  • Организация кружков и других форм внеурочной деятельности.

В результате опыта применения образовательных технологий Открытого молодёжного университета в рамках сетевого взаимодействия наблюдается положительное влияние на эффективное развитие деятельности образовательных учреждений, а именно:

  • активизация инновационных процессов в ОУ / инновационной деятельности педагогов;
  • повышение уровня информатизации (учебный процесс / педагоги / обучающиеся / техническая оснащённость);
  • совершенствование ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса;
  • углублённое изучение предметов;
  • дифференциация содержания обучения;
  • увеличение «пространственной независимости» обучающихся;
  • увеличение большей самостоятельности и потребности к самообразованию обучающихся.

Для учителей, работающих по Комплексной образовательной программе «Школьный университет», действует программа непрерывного профессионального обучения (очные, дистанционные и очно-дистанционные формы) и развития в соответствии с основными направлениями модернизации образования, цель которой — помочь освоить современные информационные технологии и научить их применять в образовательном процессе. 

По итогам образовательных событий выдаются сертификаты, удостоверения (в том числе государственного образца), дипломы и благодарственные письма.

Для осуществления программы профессионального развития педагога в Сети работает Открытое педагогическое объединение — профессиональное сетевое сообщество «ИнтерНика» для учителей, активно использующих в работе современные информационно-коммуникационные технологии.

Перечень основных возможностей участников объединения составляют:

  1. Возможность повышения педагогического мастерства.
  2. Получение учебно-методической поддержки.
  3. Общение, обмен опытом, самореализация.

Широкие возможности непрерывного обучения и повышения квалификации педагогов (как очные и дистанционные курсы повышения квалификации, так и постоянно действующая система поддержки учителя через вебинары, виртуальные мастер-классы, консультационные линии, педагогическое объединение с фондом методических разработок «ИнтерНика») позволяют повышать педагогическое мастерство учителя, решать задачи развития профессиональных компетентностей педагога, открывают для учителя возможность профессионального роста.

Сегодня у Открытого молодёжного университета существует большой положительный опыт в области применения технологий очного и дистанционного обучения в рамках сетевого взаимодействия, которое осуществляется как образовательных учреждениях Иркутской области, так и по всей России и в ближнем зарубежье с помощью Комплексной образовательной программы «Школьный университет» (КОП «Школьный университет»).

Сегодня Открытый молодёжный университет имеет следующие результаты: 

  • В университете обучается более 20 000 детей, и более 1000 образовательных учреждений по всей территории России и Казахстана являются нашими партнёрами.
  • Разработано и апробировано 927 авторских образовательных программ по направлениям IТ: информационные технологии, офисные технологии, компьютерная графика, мультимедиа и программирование.
  • Около 3000 учителей на сегодняшний день работают по КОП «Школьный университет».
  • Разрабатывается и успешно реализуется система внеурочной деятельности школьников.

Развитие инновационных подходов в преподавании, повышение квалификации работников образования в сфере информационно-коммуникационных технологий, обмен информацией по вопросам разработки и внедрения в образовательный процесс новых образовательных технологий — вот круг вопросов, которые реализуются в рамках сотрудничества ОМУ и образовательных учреждений Иркутской области.

За годы активного сотрудничества в мероприятиях повышения квалификации, проводимых НОУ «ОМУ» (очные обучающие семинары, дистанционные мастер-классы, вебинары) приняли участие 560 педагогов Иркутской области. Все слушатели получили документы установленного образца (сертификаты, удостоверения).

Одним из наиболее важных для педагогов являются обучающие мероприятия, проводимые для педагогов в рамках Международного молодёжного фестиваля «Цифровой БУМ». В марте 2013 года НОУ «ОМУ» в рамках был организован и проведен для учителей – руководителей команд круглый стол «Интерактивные технологии формирования предпринимательской компетентности». В работе круглого стола приняли активное участие педагоги МБОУ "Гимназия" г. Тулун.

В августе 2013 и 2014 годов НОУ «ОМУ» провел масштабные мероприятия I Всероссийский онлайн–педсовет ««Сетевое взаимодействие, проекты: проблемы и решения» и II Всероссийский онлайн–педсовет «На пути к новой школе», которые были направлены на обсуждение и решение самых актуальных вопросов образования. Активными участниками онлайн-педсоветов стали  15 педагогов образовательных учреждений и специалистов ресурсных центров Иркутской области.

Огромное значение в реализации образовательных технологий КОП «Школьный университет» играют инновационные образовательные учреждения г. Иркутска и Иркутской области. Результатом совместной работы специалистов НОУ «ОМУ» и специалистов территориальных органов управления образованием Иркутской области стало заключение соглашений о сотрудничестве с 218 средними общеобразовательными учреждениями, общее количество обучающихся в которых составило 18 319 человек. Прошедший период, по отзывам из школ региона,  показал правильность и обоснованность организации в школах IT –подготовки учащихся по инновационным программам ОМУ, у учащихся заметно повысилась мотивация к обучению (и не только в области информатики). Академическая успеваемость учащихся по информатике по итогам сотрудничества составила: 49 % — оценка «отлично», 41% — оценка «хорошо», 10 % — оценка «удовлетворительно». Средний балл при сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ учащимися школ области - студентами ОМУ выше 70. Выпускник 2012 года  (МОУ СОШ № 14, г. Иркутск)  - Белявский Евгений сдал  ЕГЭ по информатике и ИКТ на 98 баллов. Ученики в IT-классах учатся по семестровой системе, имеют зачётные книжки, а по окончанию 9,10 и 11 классов получают сертификаты. В период с 2003 по 2013 учебных годов учащимся выданы 2 769  сертификатов «Пользователь ПК», 2 440 сертификатов «Оператор ПК», 1 325 сертификатов «Программист», 84 сертификата «Менеджер электронного офиса», 486 сертификатов «Компьютерный дизайн», 6 201 сертификатов по отдельному курсу программы. Из них 5 203 сертификатов с отличием.

Неотъемлемой частью образовательного процесса современной школы является внеурочная и внеучебная  деятельность, направленная на организацию интеллектуального досуга, проектно-исследовательской и содержательной творческой деятельности учащихся. Программа внеурочной и внеучебной деятельности КОП «Школьный университет» включает целый комплекс научно-практических, образовательных, просветительских и развлекательных мероприятий. Обучающиеся IT-классов образовательных учреждений Иркутской области являются активными участниками конкурсов, фестивалей и олимпиад.  В 2012 году НОУ «ОМУ» совместно с Томским университетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) был организован «Конкурс портфолио». Учащиеся – победители конкурса - получили возможность поступить в ТУСУР вне конкурса. В Иркутской области победителями конкурса стали обучающиеся МБОУ  «СОШ №36 г. Ангарск» (1 чел.), МБОУ «СОШ №40 г. Ангарск» (2 чел.), МБОУ «Новоигирменская СОШ №3» (3 чел.)

Ежегодно с большой активностью обучающиеся по программам ШУ ОМУ НОУ «ОМУ» из Иркутской области принимают участие в Международном молодёжном фестивале «Цифровой Бум», который проходит в городе Томске. Участники ЦБ 2012 и 2013:   МБОУ СОШ 5 г. Иркутск,   СОШ 2, МБОУ «Гимназия», СОШ №19 г. Тулун, СОШ 3 г. Новая Игирма                                                                    

В 2010–2011 учебном году НОУ «ОМУ» при поддержке Министерства образования Иркутской области на базе Байкальского университета экономики и права провёл региональный молодёжный фестиваль «Цифровой Бум» (350 участников из 62 образовательных учреждений). В рамках областного молодёжного компьютерного фестиваля «Компьютерная Галактика — 2011» был организован и успешно прошел «Виртуальный КВН»  (45 участников из 12 образовательных учреждений). Обучающиеся школ области, сотрудничающих с ОМУ, успешно проходили отборочные туры для участия в Иркутском городском молодёжном фестивале «Иркутская компьютериада» и областном молодежном фестивале «Компьютерная Галактика».  До 40% участников Фестивалей были студенты ОМУ. Среди победителей и призёров этих Фестивалей также многие студенты ОМУ.

Учитывая актуальность и интерес школьников к дистанционным сетевым социальным проектам НОУ «ОМУ» в 2013 и 2014 годах разработали и провели два проекта «В мире профессий» и «Безопасная дорога в школу». В сетевом проекте «В мире профессий» в 2013 и 2014 году приняли участие команды из многих образовательных учреждений Иркутской области  (Новоигрменская СОШ №1, МБОУ СОШ № 14, г.Усть-Илимск, МБОУ СОШ № 2  г. Тулун, СОШ № 39 г. СОШ №1 и Лицей №1 г. Братск,  СОШ №2 г. Саянск, МАОУ «СОШ № 13 им. Академика М. К. Янгеля» г. Усть-Илимска и другие). В сетевом проекте «Безопасная дорога в школу» в 2013 и 2014 году приняли участие команды из тринадцати образовательных учреждений:  СОШ№39, СОШ №9 и СОШ №18 г. Братск, Новоигирменская СОШ №1, СОШ №11 , СОШ №7, СОШ №9 и СОШ №38 г. Иркутск, МОУ Железногорская СОШ№5, МБОУ Зиминский лицей, Еланцынская СОШ. Жюри проекта состояло из специалистов городов Кемерово, Иркутска и Томска, работа которого была организована дистанционно. Победители виртуальных сетевых проектов «В мире профессий. Осознанный выбор» и «Виртуальный КВН»  стали также участниками фестивалей «Компьютерная Галактика».

Ежегодно с большой активностью обучающиеся по программам ШУ ОМУ НОУ «ОМУ» из Иркутской области принимают участие в Международном молодёжном фестивале «Цифровой Бум», который проходит в городе Томске. Участники ЦБ 2012 и 2013:   МБОУ СОШ 5 г. Иркутск,   СОШ 2  г., МБОУ «Гимназия», СОШ №19  Тулун СОШ 3 г. Новая Игирма                                                                    

Развитие инновационных подходов в преподавании, повышение квалификации работников образования в сфере информационно-коммуникационных технологий, обмен информацией по вопросам разработки и внедрения в образовательный процесс новых образовательных технологий — вот круг вопросов, которые реализуются в рамках сотрудничества ОМУ и образовательных учреждений Иркутской области.

За годы активного сотрудничества в мероприятиях повышения квалификации, проводимых НОУ «ОМУ» (очные обучающие семинары, дистанционные мастер-классы, вебинары) приняли участие 560 педагогов Иркутской области. Все слушатели получили документы установленного образца (сертификаты, удостоверения).

Одним из наиболее важных для педагогов являются обучающие мероприятия, проводимые для педагогов в рамках Международного молодёжного фестиваля «Цифровой БУМ». В марте 2013 года НОУ «ОМУ» в рамках был организован и проведен для учителей – руководителей команд круглый стол «Интерактивные технологии формирования предпринимательской компетентности». В работе круглого стола приняли активное участие педагоги МБОУ "Гимназия" г. Тулун.

В августе 2013 и 2014 годов НОУ «ОМУ» провел масштабные мероприятия I Всероссийский онлайн–педсовет ««Сетевое взаимодействие, проекты: проблемы и решения» и II Всероссийский онлайн–педсовет «На пути к новой школе», которые были направлены на обсуждение и решение самых актуальных вопросов образования. Активными участниками онлайн-педсоветов стали  15 педагогов образовательных учреждений и специалистов ресурсных центров Иркутской области.

Таким образом, наличие широкого спектра ресурсов образовательных технологий Комплексной образовательной программы «Школьный университет» НОУ «Открытого молодёжного университет» позволяет не только выстраивать индивидуальные образовательные траектории с учётом возможностей, способностей и пожеланий каждого обучающегося и повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, но в целом помогает общеобразовательным учреждениям повысить свой статус и перейти на качественно новый уровень развития в условиях модернизации российского образования.

 

[1]Проект «Образ выпускника российской школы 2020»

[2]Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года (от 01.11.2013 г. № 2036-р)

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 648
Яндекс.Метрика