Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

СЕТЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Широкова Ирина Эдуардовна,

ст. преподаватель кафедры информатики и ИКТ ИПКРО,

 г. Иркутск

В настоящее время сеть Интернет как глобальное информационное пространство становится неотъемлемой частью единой информационно-образовательной среды. Число педагогов, использующих возможности интернет – технологий в профессиональной деятельности, непрерывно растет. Ресурсы сети используются не только как информационные источники, но и как средство распространения собственного инновационного педагогического опыта, как среда профессионального и личного общения работников образования.

Педагог получил возможность делиться теми методическими и дидактическими материалами, которые он использует в своей работе, результатами учебных и творческих проектов, собственными учебно-методическими разработками. Многочисленные бесплатные сервисы Интернет позволяют без наличия специальных знаний в области информатики и без документального подтверждения права на публикуемый материал разместить в сети файлы различных форматов: тексты, изображения, видео, презентации и т.п. В связи с этим участились случаи возникновения конфликтных ситуаций из-за несанкционированного тиражирования чужих авторских произведений, плагиата, использования непроверенной, ошибочной информации в отношении авторства какого-либо материала и т.п.  Низкая информационная культура общества проявляется в массовом нарушении  правил цитирования и оформления библиографических данных в статьях, учебных пособиях, методических разработках и других публикациях.  В данной статье мы хотели бы рассмотреть некоторые правовые аспекты сетевой деятельности педагогов, имеющие отношение к соблюдению авторского права.

Отметим, что деятельность пользователя сети Интернет законодательно регулируется следующими нормативными актами (перечислены имеющие отношение к теме статьи):

- Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»;

- часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

- пользовательские соглашения и условия использования информации, принятые на конкретных сайтах. Как правило, они создаются на основе законов государственного уровня.

Объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Таким образом, используя при создании собственной разработки или электронного образовательного ресурса «чужую» картинку, видеоролик,  отрывок из художественного произведения, цитату из опубликованной статьи, необходимо убедиться, что нормы законодательства соблюдены.

Варианты использования  произведений или их фрагментов без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения перечислены в статьях 19 и 20 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». В частности, в данных статьях говорится следующее (выделение наше):

1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, …, информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования,…;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях,учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (статья 19).

Статья 20: Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование (воспроизведение, копирование) в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Таким образом, обязательное указание авторства и источника заимствования обязательно в любом случае использования чужих произведений, как для традиционных печатных работ, так и для электронных образовательных ресурсов (презентаций, компьютерных УМК  и т.д.).  Обратите внимание на слова «… в объеме, оправданном целью…». Это означает, что использование полной версии произведения там, где было бы достаточно фрагмента, может привести к серьезным проблемам.

Между тем, в законодательных документах не достаточно подробно регламентированы действия, связанные с размещением заимствованных материалов в сети Интернет.

А. С. Барышева в статье «Вопросы соблюдения авторских прав при оформлении методических материалов» предлагает воспользоваться рекомендациями специалистов по авторскому праву, основанными на опыте Британии:

«Если у вас возникло желание скопировать информацию с Web-сайта, прежде всего следует обратить внимание на сообщение об авторском праве, размещенном на самой странице. В этом сообщении должно быть четко сказано, можете ли вы копировать данный материал и вставлять его в другие документы, разрешается ли загружать материал из сети, распечатывать его и насколько широко это можно делать. Если такое сообщение об авторском праве отсутствует или же если та операция копирования, которую вы собираетесь совершить, не предусмотрена сообщением об авторском праве, вам следует получить специальное разрешение. Для этого можно воспользоваться электронной почтой и отослать запрос на адрес разработчика интересующей вас Интернет-страницы (Web-мастеру). Очень часто получить такое разрешение не составляет труда. Особенно это касается тех случаев, когда материал является частью рекламной странички. Однако существуют и случаи отказов в разрешении, в частности, если речь идет об информации, касающейся собственности. Британские специалисты утверждают, что запрашивание подобных разрешений должно практиковаться даже в школах».

Особого внимания требует использование изображений (фотографий и рисунков), найденных в Интернете,  так как они часто используются при создании электронных образовательных ресурсов.

Общие правила, основанные на законе об авторском праве, гласят:

  • Изображения можно использовать только с согласия автора. Правила использования обычно можно прочитать на том же ресурсе, где выставлена картинка или фотография.
  • Изображения допускается использовать один или несколько раз, но права на изображение остаются у автора. Вы не можете продавать эти картинки или использовать другим образом для получения дохода (например, использовать для веб-шаблонов, которые Вы планируете продавать), распространять на дисках и т.д.
  • Картинки не могут быть использованы в качестве торговой марки или логотипа.
  • Нельзя использовать картинки на сайтах, нарушающих законодательство.
  • Для использования изображений не в электронном, а в печатном виде необходимо внимательно ознакомиться с правилами – возможно, Вам придется получить официальное (письменное) согласие автора.

А теперь о правилах «конкретных», о том, что именно Вы должны сделать, используя чужое изображение.

1. Любое чужое изображение  должно иметь подпись -  либо сразу под картинкой, либо, если их много, списком в конце – с номерами изображений и именами их авторов, и  ссылками на ресурс, откуда они были взяты.

2. Подпись к изображению должна содержать имя автора и название сайта, а не слова типа «взято отсюда», источник и т.п.

3. Если Вы не знаете автора изображения, используйте в Google поиск по картинкам (в качестве запроса используются изображения, которые Вы загружаете со своего компьютера или ссылка на изображение в интернет) - и скорее всего Вы выйдете  на автора/владельца изображения или материал, где автор/владелец упомянут.

4. Вставляя картинку на страницу Вашего сайта, сначала сохраните ее на своем компьютере и загрузите на сервер вашего сайта с помощью файлового менеджера.

Нельзя вставлять картинки к себе на сайт через прямую ссылку на тот ресурс, где Вы эту картинку увидели. Иначе при  изменении или удалении картинки на сайте ее хозяина на вашем сайте она тоже изменится или пропадет.

В интернет существует достаточно много ресурсов, откуда можно взять бесплатные изображения. Однако правила использования картинок могут отличаться, либо сайт может содержать как бесплатные, так и платные материалы.

Объем статьи не позволяет осветить еще один аспект реализации авторского права в образовании – нарушение авторских прав учителя администрацией школы. По этой проблеме можно рекомендовать  статью Е.Л. Болотовой «Об интеллектуальной собственности педагогического работника»[2]. Там же можно прочитать о предусмотренной законом ответственности за нарушение авторского права и права на интеллектуальную собственность.

В заключение отметим, что  изучение педагогами основных законодательных документов, регламентирую­щих охрану авторского права  и интеллектуальной собственности, является необходимым шагом в процессе планирования, выполнения и оформления результатов учебно-методической, проектной, исследовательской  деятель­ности.

 

Литература

  1. Барышева А.С.  Вопросы соблюдения авторских прав при оформлении методических материалов [Электронный ресурс]/ Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" URL: http://moi-mummi.ru/publ/o_multimedia_tekhnologijakh_v_obrazovanii/pedagog_i_mm_vozmozhnosti_i_perspektivy_razvitija/voprosy_sobljudenija_avtorskikh_prav_pri_oformlenii_metodicheskikh_materialov/137-1-0-47#_ftn3 Дата обращения 24.03.2014.
  2. Болотова Е.Л. Об интеллектуальной собственности педагогического работника [Электронный ресурс]/ Международный форум "Интеллектуальная собственность - XXI век" URL: http://www.forum-ip.ru/it1.aspx?s=859&p=35911 Дата обращения 24.03.2014.
  3. Шарабчиев Ю.Т. Авторское право в научно-исследовательской работе [Электронный ресурс]/ Журнал «Медицинские новости» URL: http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=2563 Дата обращения 24.03.2014.
  4. Широкова И.Э. Соблюдение норм авторского  права при использовании  бесплатных изображений для создания электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]/ Сайт кафедры информатики и ИКТ ИПКРО URL: http://www.irkpedagog.ru/publ/gde_vzjat_besplatnye_kartinki_dlja_sajta_ili_prezentacii/19-1-0-36 Дата обращения 24.03.2014.
Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 626
Яндекс.Метрика