Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Савченко Ирина Валерьевна, преподаватель информатики

ГОБУ СПО «Иркутский областной колледж культуры», г. Иркутск

В современных условиях информационного общества произошла смена образовательных парадигм – идеи поддерживающего, просветительского образования вытесняются инновационными концепциями, важнейшей основой которых становится непрерывное образование. В данном контексте образовательные учреждения должны формировать в человеке жажду знаний, стремление к постоянному самосовершенству и готовность к самообразованию, умение учиться самостоятельно, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Это помогает преодолевать основное противоречие действующей образовательной системы – противоречие между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения в период обучения. Огромную роль здесь играет самостоятельная работа студентов, доминирующая среди других видов учебной деятельности и позволяющая представить знания в качестве объекта собственного труда. Такой процесс познания характеризуется высоким уровнем самостоятельности, активности, приобщает к творчеству.

Поскольку задача педагогического процесса в образовательном учреждении состоит в первую очередь в том, чтобы научить студентов самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания, через самостоятельную работу решается социальная проблема - научить студентов учиться. В дидактическом аспекте самостоятельная работа представляется одним из основных методов приобретения знаний, умений и навыков, а также одной из организационных форм обучения. Психологический аспект самостоятельной работы студента заключается в том, что это система познавательных процессов, направленных на самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков. Воспитательная роль самостоятельной работы основана на том, что она является активным средством воспитания личностных качеств будущего специалиста. Таким образом, с одной стороны, самостоятельная работа рассматривается как вид деятельности, как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, с другой – как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов, с третьей – самостоятельная работа отождествляется с самообразованием.

И.А. Зимняя под самостоятельной работой видит организуемую и контролируемую самим студентом деятельность, осуществляемую в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, на основе внеучебного опосредованного системного управления преподавателем, обучающей программой или дисплейной техникой.

Мы считаем, что самостоятельная работа должна быть осознанной и свободной по выбору, внутренне мотивированной, предполагать осознание личностью цели, принятие учебной задачи, придание ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм занятости, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие деяния. Подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть тогда, когда у студентов формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Поэтому задача преподавателя, с нашей точки зрения, заключается в создании предпосылок для возникновения такой потребности. Не случайно в современных условиях данный вид деятельности является одной из важнейших составляющих педагогического процесса и ему уделяется большое внимание - самостоятельная работа включается в рабочие программы, создается научно-методическое обеспечение, студенты получают возможность доступа к компьютерным базам, включающим материалы для самостоятельной работы.

На фоне общей информатизации общества мощным инструментом в организации самостоятельной работы студентов стали современные информационно-коммуникационные технологии. Они позволяют использовать электронные учебники и энциклопедии, возможности мультимедиа, средства самоконтроля и диагностики, моделирование и псевдомоделирование, дистанционное консультирование, ресурсы глобальной сети Интернет. Если в традиционной педагогике самостоятельная работа студентов включает в себя чаще всего работу с литературой, то информационно-коммуникационные технологии расширяют эти возможности. Работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной работы в целом, но ее основу теперь составляет самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных и т.д. на компьютере.

Технические возможности информационно-коммуникационных технологий определяют многообразие форм их применения в организации индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности студентов и предполагают использование новейших педагогических технологий, таких как метод проектов, обучение в сотрудничестве, исследовательские и проблемные методы. На разных этапах учебного процесса информационно-коммуникационные технологии, задействованные в самостоятельной работе, обеспечивают полное усвоение определенной темы или прохождение студентами одного из этапов учебного занятия, являются средой для изучения объекта, процесса, явления, предметной ситуации или поддерживают сам учебный процесс. Следует заметить, что специфика организации самостоятельной работы на основе информационно-коммуникационных технологий заключается в том, что работа с любыми из видов педагогических программных средств по своей сути является самостоятельной работой.

В зависимости от способов применения информационно-коммуникационных технологий определяется роль компьютера на учебном занятии, которая может быть следующей:

  • Репетитор - моделируется действие преподавателя, работающего индивидуально с обучаемым, при этом каждый шаг обучаемого находится под контролем компьютерной программы;
  • Виртуальный преподаватель или тьютор - компьютер обеспечивает прохождение обучаемыми отдельного этапа занятия: оценивает текущий уровень знаний, преподносит новый материал, отрабатывает одно или несколько практических умений студента, контролирует знания, практические умения и пр.
  • Средство моделирования - исследование различных объектов, процессов, явлений, предметных ситуаций с помощью построения на компьютере их компьютерной модели в специализированных средах. Использование компьютерных моделей обеспечивает наглядность восприятия материала, позволяет преодолеть трудности, обусловленные сложностью объектов изучения.
  • Инструментальное средство - компьютерное сопровождение учебного занятия.
  • Провайдер - проводник к ресурсам глобальной сети Интернет и локальных сетей Интранет.

Анализ педагогической литературы и собственный опыт показал, что при явных положительных моментах организации самостоятельной работы на компьютере, существует и ряд недостатков (табл. 1):

 

Таблица 1. Преимущества и недостатки организации самостоятельной работы студентов на основе информационно-коммуникационных технологий

Преимущества

Недостатки

  • Расширенные возможности предоставления информации с помощью средств мультимедиа;
  • Доступ к большим объемам информации;
  • Автоматизация рутинных действий;
  • Повышение мотивации обучения;
  • Индивидуальный темп обучения;
  • Объективное оценивание;
  • Эффективность образовательного процесса;
  • Систематичность контроля, возможность пошаговой диагностики.
  • Возможность неосознанного навязывания определенного мировоззрения в данной области знаний;
  • Неадекватный способ передачи информации (отсутствие или изобилие деталей);
  • Рассеивание внимания;
  • Сложность учета исходного уровня знаний, способностей и навыков;
  • Недостаточная обратная связь;
  • Чрезмерная автономия студентов;
  • Сложности с программным и аппаратным обеспечением.
 

 

За последнее время в Иркутском областном колледже культуры накоплен позитивный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе студентов: разрабатывается теоретический анализ проблемы; самостоятельная работа с использованием компьютера становится нормой; осуществляется информационная поддержка учебных, внеклассных, творческих мероприятий – студенты самостоятельно пишут или обрабатывают музыку, создают фильмы или слайд-шоу, расшифровывают песни и записывают ноты для них на компьютере, подготавливают афиши, программы, пригласительные билеты, ведут научную деятельность; зачеты, экзамены, текущий контроль проводится на основе компьютерного тестирования, колледж участвует в Интернет-экзаменах и интернет-тестировании; лабораторные и практические работы по ряду дисциплин проводятся в компьютерном классе; создан электронный банк данных учебно-методического комплекса.

Поскольку в колледже длительное время отрабатывается методика использования информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе, мы заметили, что меняется характер взаимодействия преподавателя и студента. На первых курсах инициатива и более активная позиция принадлежит преподавателю, по мере перехода на старшие курсы студенты работают все более самостоятельно, больше заинтересованы в самообразовании, переходят к творческому процессу, ярче демонстрируют мыслительные навыки, элементы анализа и синтеза.

Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий позволяет не только интенсифицировать их обучение, но и закладывает прочную основу дальнейшего постоянного самообразования, способствует подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности, которую уже невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники.

Опыт организации самостоятельной работы студентов ИОКК подтверждает актуальность поставленной проблемы, указывает на положительные сдвиги в направлении ее решения и требует дальнейшего совершенствования всех компонентов самостоятельной деятельности.

 

 

Литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2004. – С.182-186.
  2. Ландэ, Д. В. Поиск знаний в Internet. Профессиональная работа/ Д. В. Ландэ, М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.-272с.
  3. Манаков Н.А., Вдовин Р.С., Вдовин А.С. Проблемы внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс // Технологическое образование (проблемы и перспективы развития): Сб. трудов региональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. - С. 89 - 95.

Никитина Г.В., Романенко В.Н. Новшества в информационных обучающих технологиях // Педагогическая информатика, 2000, № 4, С. 54-57.

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 709
Яндекс.Метрика