Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

 НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Парфенова Светлана Владимировна,
 учитель начальных классов МБОУ СОШ № 32, г. Иркутск

В XXI веке актуализируется необходимость использования компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин. Это обусловлено особенностями нашего времени, предъявляющему к учителю свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.

Развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем  тысячелетии в постиндустриальном обществе.  Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что,  используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать  эффективные методики и технологии. В этом направлении ИКТ являются одной из наиболее действенных технологий.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

Повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

Развивается умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных средств связи.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Цель данной работы: доказать, что применение компьютерных технологий влияет на повышение качества обучения на примере уроков окружающего мира.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Давайте вспомним ещё раз цели изучения курса «Окружающего мира» - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания эмоционально - целостного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем сам подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-целостному постижению окружающего мира.

Использовать на уроках компьютерные технологии я начала в прошлом учебном году, когда в кабинет были установлены компьютер и мультимедийная установка. В то время я работала по учебнику Федотовой О.Н. «Окружающий мир», 4 класс.

Уроки окружающего мира с использованием ИКТ, кроме учебных целей по предметам, имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

- получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных  практических целей;

- овладение современными информационными – коммуникационными технологиями  (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

В моей методической копилке есть немало слайд-презентаций для уроков окружающего мира 1–4-х классов. Вот некоторые из них:

«Война 1812 г.», «День народного единства», «Народные промыслы нашего края», «Старый Иркутск», «Субтропики», «Цветники нашего города». Есть готовые интересные презентации:

«Поиграем – почитаем!» В.Кузнецовой (ученик прочитывает слово, находит нужную картинку), «Мойдодыр» В.Егоровой (успеть прочитать, пока слайд не сменился), «Звуковой анализ слов» И.В. Жакулиной (тренажёр из 7 упражнений, цель – правильно выделять звуки), Р.Н. Бунеев «Моя любимая азбука», 1 класс . ЗАО «1С» 2008, «Учим буквы» Климановой, «Уроки тётушки Совы»; видеоролики:  «5 тайн дыхания», «Как попадает дым в легкие», «Перенос газов в крови».

Учащихся начальных классов я вовлекаю не только в использование информационных ресурсов, но и в создание их. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности. Однако начинать такую работу нужно именно с начальных классов. Современный младший школьник прекрасно знаком с компьютером (чаще лучше, чем взрослый), но относится к нему, как к игрушке. И передо мной встаёт задача показать, насколько это мощный инструмент познания, позволяющий открыть мир.

Мои ученики создали богатый дополнительный материал по таким темам окружающего мира, как «Полярная ночь. Полярный день», «Эти удивительные растения», «Птичьи базары», «Красная книга родного края», «Заповедники зоны степей», «Труд людей родного края». Он содержит не только фактический материал по темам, но и загадки, кроссворды, стихотворения. Компьютер дает возможность учащимся самостоятельно усвоить знания, способствует развитию их интеллекта, расширяет учебную информацию и позволяет изменить качество контроля над деятельностью обучающихся.

Опрос, проводимый среди учащихся 4 класса, показал, что им нравятся мероприятия и уроки с применением ИКТ. Если в 3 классе урок окружающего мира стоял у них на 4 месте после математики, физкультуры и технологии (83%учащихся), то в 4 классе окружающий мир занимает 1 место (93% учащихся)

 В этом 2013-2014  учебном году я работаю по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир», 1 класс.

Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведёт к формированию способности самостоятельности успешно усваивать новые знания, умения и компетентность, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Используемые в учебной деятельности информационные технологии можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания. Работая в творческой тетради, мои первоклассники добывают информацию вне учебника (пока с помощью родителей), делятся с одноклассниками на уроке, оформляют проекты.

Теперь, опираясь уже на свой опыт работы, могу с уверенностью говорить о том, что фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка.

Таким образом, использование информационно-коммуника-ционных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость.

Исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке было проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей.

100 % первоклассников положительно относятся к урокам. Благодаря интересной и разнообразной подаче материала дети не утратили желания получать новые знания, а значит, в дальнейшем, это положительно скажется на качестве знаний обучающихся. 82% обучающихся чувствуют себя на уроке успешными. Позитивный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

Использование информационных коммуникационных технологий в процессе обучения в начальной школе формирует и стимулирует у обучающихся эмоционально положительное отношение к учебным предметам, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению, создает ситуацию успеха.

Литература

  1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — [Электронный сайт]: Режим доступа: http: //pedsovet.org
  2. Биболетова М. З. ,Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В. Планируемые результаты начального общего образования. ФГОС. – М., Просвещение, 2011.
  3. Борисюк Е. Использование компьютерных технологий. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: // uroki.net
  4. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. Москва, 2006.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт ФГОС. – Электрон.дан. – М., 2009-2012. – Режим доступа: http: //standart.edu.ru, свободный.

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 729
Яндекс.Метрика