Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ

КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Орлова Елена Сергеевна,
заместитель директора по ИКТ МБОУ г. Иркутска СОШ № 57

Базовая ИКТ-компетентность педагога подразумевает наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ; овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами различных программных приложений. Использование Интернета и сетевых социальных сервисов в педагогической деятельности, а также формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

В педагогической литературе множество статей посвящено уточнению понятия "компетентность". Например, Шилова О.Н. и Лебедева М.Б  определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Определение ИКТ-компетентности – весьма сложная задача, хотя бы в силу того, что сама ИКТ-компетентность определяется в понятиях, а не в цифрах. Практика показала, что реальная ИКТ-компетентность, необходимая для практической работы, сосредоточена в ответах педагогов «знаю и могу научить» и «сяду за компьютер – вспомню».

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю можно участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах. Использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкий спектр цифровых технологий и инструментов, использовать ресурсы Интернет и сетевых сервисов. Формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ, разрабатывать собственные учебные и сетевые проекты с использованием ИКТ.

При этом отметим, что большой вклад в повышение ИКТ-компетентности педагогов вносят сетевые инициативы, которые развивает и поддерживает программа Intel® "Обучение для будущего", они являются направляющим вектором развития ИКТ-компетентности учителя-предметника. И использование подобных инноваций это своеобразная "зона ближайшего развития" (по Выготскому Л.С.)

Курсовая подготовка учителей, которая ведётся с отрывом от работы, вызывает в школах всегда много дополнительных трудностей и проблем. После прохождения курсов по изучению ИКТ учитель возвращается в свою обычную среду, и полученные знания часто остаются невостребованными. Поэтому, в школах необходимо иметь продуманную систему поддерживающего обучения, которая позволит создать необходимые условия для постоянного пополнения этих знаний, перейти от «обучения» к «образованию» и самообразованию, сделать стремление педагогов к использованию ИКТ осознанным и стабильным. Такая система обучения не должна быть навязана извне, а являться следствием общей системы методической работы в школе, отвечать профессиональным запросам личности учителя и соответствовать специфике школы.

Время диктует свои требования к организации образовательного процесса. В рамках введения ФГОС второго поколения на учителей начальных классов ложится огромная ответственность в области формирования ИКТ-компетентности учащихся начальной школы.

Уже на выходе из начальной школы школьники должны уметь:

  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)
  • Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму
  • Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ

Наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста, наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, их результаты обобщаются в цифровом виде. Учащиеся должны иметь контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, где они могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в информационной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя

Для того чтобы дети могли соответствовать данным требованиям, учитель сам должен иметь высокий уровень ИКТ-компетентности. А это не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.

В МБОУ города Иркутска СОШ № 57 учителя начальных классов имеют достаточно высокий уровень ИКТ-компетентности благодаря участию в федеральном проекте «Компьютер для школьника». Целью Проекта является ликвидация «цифрового неравенства», содействие широкому использованию информационных технологий в учебном процессе для повышения качества образования в массовой школе.

Все обучающиеся начальных классов в нашей школе обеспечены нетбуками Asus EeePC. Нетбуки используются на уроках по общеобразовательным предметам и во внеурочной деятельности. Учебный материал компании «Кирилл и Мефодий» подготовлен с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста и адаптирован ко всем видам учебной деятельности по математике, русскому языку, естествознанию.

В образовательной модели «1 ученик – 1 компьютер» школьники получают возможность работать в своем индивидуальном темпе: изучать материал, представленный в различном формате (текст, графика, фото, анимация, видео, аудио); решать задачи и тесты, ставить виртуальные опыты; искать и отбирать информацию в Интернете, создавать презентации; осваивать компьютерные программы, слепую печать.

В свою очередь учитель получает возможность управлять учебной деятельностью при работе с классом из 25 детей и больше, задействуя одновременно всех детей; видеть, как каждый ребенок осваивает материал, какая ему требуется помощь; использовать многообразие форм изучения материала: показывать природные процессы и явления; замедлять и ускорять ход времени; организовывать проектно-исследовательскую деятельность.

В нашей школе 75 % учителей начальных классов ведут классные образовательные блоги.  В блогах размещаются проверенные материалы и ссылки, отражается жизнь классного коллектива, осуществляется информационная поддержка учебного процесса, публикуются творческие работы ребят, обеспечивается обратная связь с учащимися и их родителями, происходит формирование культуры и безопасного поведения в Сети.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации своей деятельности.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт ФГОС. – Электрон. дан. – М., 2009-2012. – Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  2. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. - 2008.- N 3. - с.95-100
  3. Урсова О.В. Педагогические аспекты программы Intel® "Обучение для будущего" как важное условие формирования развивающего потенциала ИКТ в системе повышения квалификации учителей. Материалы учебно-методического семинара слушателей программы Intel® "Обучение для будущего". - Псков: ПОИПКРО, 2009.
  4. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP062008/ZEp-013.htm]

5. Ястребов Л.И. Определение уровня базовой ИКТ – компетентности. [Источник: http://www.openclass.ru/node/596]

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 656
Яндекс.Метрика