Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ

В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мельникова Мария Ивановна,
учитель математики  МБОУ г. Иркутска Лицей № 1

В настоящее время от нас ждут конкурентоспособных учеников, способных быть исследователями проблем, а не простыми исполнителями.

Согласно новым ФГОС цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроится и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации. Это привело к распространению проектно-исследовательской деятельности как технологии решения проблем. В соответствии с этой тенденцией в стандарте сформулированы новые типы планируемых результатов обучения, такие как проведение исследований и проверка гипотез.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса становится организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – проектно-исследовательских умений.

Ученые и учителя-практики констатируют, что приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Важная особенность проектно-исследовательской деятельности учащихся  состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся лицея №1 – это составная часть обучения и воспитания лицеистов. Мы считаем, что очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в проектно- исследовательской деятельности.

Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения повышенного уровня обучения становится стимулирование креативности учащихся. Проектно-исследовательская работа лицеистов представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах – с другой.

На сегодняшний день накоплен большой опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с целью обеспечения реализации творческих возможностей одаренных учащихся в профильных классах, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.

Я – учитель математики. Много лет преподаю этот замечательный предмет и каждый год наблюдаю нежелание некоторых школьников учиться, вижу падение интереса к предмету. Каждый неравнодушный учитель, а таких в нашей профессии – большинство, находит свое решение проблемы.

Что такое математическая деятельность учителя и учащихся в старшей школе? Это, прежде всего, решение задач, а не упражнений. Их постановка, исследование, отыскание метода, его реализация, анализ результатов, попытка обобщения и т.д. Учитель математики просто обязан быть исследователем хотя бы на уровне школьных математических задач, учиться выделять ключевые задачи, ключевые методы и ключевые идеи и вооружать школьника этими задачами, методами и идеями. Учитель не должен уставать удивляться красоте и мощи математических методов и должен постоянно восхищать этим своих учеников. Да, это трудно, да, на это нужно много душевных сил, причем изо дня в день, но в этом суть учительской профессии и это нужно делать. Учитель математики должен быть очень терпеливым, потому что нельзя ожидать от учеников мгновенных результатов. Если делается все (в смысле разумной достаточности), делается профессионально и честно, то рано или поздно ученик себя проявит. Нужно терпеливо ждать.

Учитель должен побуждать учеников к поиску истины. Что это значит?

Это значит, что на каждом этапе школьного математического образования нужно учить детей наблюдать, сравнивать, замечать закономерности, формулировать гипотезы, учить доказывать или отказываться от гипотезы, если найден контрпример. Важно учить школьников самостоятельно строить определения и их отрицания, показывать, что в математике почти ничего не следует зазубривать — следует понять, научиться применять и тогда все запомнится само собой. Необходимо использовать ошибки, не превращая их во что-то порочное. Ошибки явление неизбежное, нужно учить их находить и не бояться делать их самому.

Один из важнейших советов, который хороший учитель может дать детям: математике нельзя научить, ей можно только научиться!

Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И, конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. С использованием в школе компьютерных технологий для учителя открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.

Применение компьютерных технологий в проектно-исследовательской деятельности позволяет научить ребенка самостоятельно работать с информацией, полученной из различных источников, создавать графические объекты, использовать электронные таблицы, делает работу интересной и увлекательной. Кроме того, такая форма работы решает задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применять знания, полученные в процессе обучения, в решении практических задач.

Использование ИКТ технологий целесообразно на всех этапах проектно-исследовательской деятельности.

Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся. Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается найти информацию, за ней чаще всего сейчас принято обращаться в Интернет. Ребята также используют электронные учебники, энциклопедии. На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах сети Интернет,  школьники делают обзор литературы, анализируют полученную информацию.

Для дальнейшего хода исследовательской работы ребята применяют компьютерную программу Microsoft Excel. Данная программа может использоваться для математической обработки полученных результатов, построения диаграмм. Результаты исследования заносятся в электронные таблицы, что позволяет систематизировать полученные данные.

Для того чтобы представить результат своей деятельности, ребята, как правило, используют мультимедийную презентацию (работа с программой Microsoft  PowerPoint). Презентация содержит не только таблицы, диаграммы, а так же цифровые фотографии, иллюстрирующие отчет о проделанной работе.

Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материала, повышает мотивацию учебной деятельности, привлекает школьников к процессу активного получения и применения знаний, позволяет использовать широкую базу информационных источников, делает проекты более полными, всесторонними, наглядными и яркими, учит планировать собственную деятельность и оценивать её результат. Работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию компетенций гражданина: ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, информационной культуры, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество.

Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и обязанность общества – предоставить каждой личности возможность воспользоваться этим правом.

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 676
Яндекс.Метрика