Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

Мастерская как одна из форм реализации

проектной деятельности

Лобанова Татьяна Юрьевна, учитель информатики

МБОУ «Ангарский лицей №1»

Лобанов Алексей Александрович, учитель информатики

 МБОУ «СОШ №11», г. Ангарск

Исходя из постоянно повышающихся требований к качеству подготовки учащихся и сложившейся тенденции выполнения школой социального заказа, в нашей практической деятельности основным направлением методической работы является подготовка, разработка и реализация индивидуальных и групповых интегрированных проектов совместно с учащимися и другими участниками учебно-воспитательного процесса. Это направление работы перекликается с программами  развития образовательных организаций, поскольку ориентировано на становление социокультурной компетентности наших выпускников.

Поскольку компетентность – это уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения, возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции, а так же способность индивида реализовать свой потенциал, включившись в общественно-значимую деятельность, то для жизни человека компетентности важнее, чем просто запас знаний. Поэтому главной решаемой проблемой в нашей педагогической деятельности является развитие компетенций учащихся через использование проектной технологии не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Поскольку в основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, то она всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. На практике мы убедились, что эта технология органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Несмотря на сложившуюся практику использования проектной технологии в обучении, новизна представляемого опыта заключается в применении проектной технологии в сочетании с современными информационно-коммуникационными технологиями не только в рамках учебной и внеурочной деятельности по предмету ”Информатика”,  но и в общешкольной жизни, и при решении проблем социума. 

В наших школах были  организованы мастерские, основной целью которых являлось вовлечение воспитанников в активную школьную жизнь посредством использования информационных технологий. Работа мастерских охватывала различные направления воспитательного процесса, а именно: здоровый образ жизни, безопасность дорожного движения, профориентационная работа, внеклассные мероприятия.

В мастерские приглашались обучающиеся 8-11 классов, но так сложилось, что основной их состав – это старшеклассники. За время работы мастерских нам удалось привлечь к интересному делу не только успешных ребят, но и тех, кто обычно не проявлял тяги к учёбе. В мастерских они находили дело не только по душе, но и по своим возможностям. Создаваемые ситуации успеха позволяли им раскрыться.

Старались работать в постоянном контакте с родителями воспитанников и организовать их активное участие в жизни мастерской, например, привлечение родителей к  разработке  традиционного электронного альбома выпускника.

В силу стабильности контингента воспитанников в мастерских сложился благоприятный психологический климат. Ребята работали в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и наставничества, когда старшие помогали младшим, а иногда и наоборот. За годы  работы мастерских сформировались  микрогруппы, отвечающие за тот или иной вид деятельности: подбор и редактирование  материалов, художественное оформление, вёрстка, видео- и фотомонтаж, подбор фонограмм, техническая поддержка и т.д. Вновь приходящие ребята очень быстро адаптировались в мастерской, поскольку чувствовали поддержку сверстников.

Эффективность такой формы воспитательной работы подтверждается заинтересованным участием  воспитанников мастерской:

  • в общешкольных мероприятиях: день здоровья (выпуск газеты о ЗОЖ, выпуск буклета с поговорками о здоровье, разработка компьютерного теста на тему “Здоровое питание”), конкурс “Самый классный Классный” (оформление презентационного фильма о своих классных руководителях), месячник безопасности (конкурс графических работ по пожарной безопасности среди учащихся10-11 классов), предметные декады (разработка интерактивных игр по предметам), ШНПК (защита социальных проектов), неделя проектов  “Я иду на урок!” (разработка учащимися уроков по различным предметам с применением информационных технологий и их проведение совместно с учителями – предметниками), общешкольные родительские собрания (презентация коллекции школьной формы, разработанной воспитанницей мастерской), профориентационная  работа (создание локального информационного ресурса, помогающего старшеклассникам и их родителям определится с выбором профессии).
  • в решении проблем социума:

Тематика проектов, как правило, предлагалась самими ребятами, которые, ориентировались при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Проект всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов всегда "осязаемы", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

Для нас главный результат – это когда обучающиеся гордятся самостоятельно выполненным проектом, не боятся выставить его для посторонней оценки, осознают ближайшие и далёкие перспективы развития своего проекта, его практическую полезность для определённой категории пользователей и могут дать проекту адекватную самооценку.

Мы всячески стараемся объединить проектной деятельностью учеников и учителей и всегда говорим коллегам: “Не стесняйтесь учиться у своих учеников!”. Регулярно организуется и проводится проектная неделя “Я иду на урок!”, в рамках которой учащиеся разрабатывают проекты альтернативных уроков по различным школьным предметам с применением IT-технологий и проводят их совместно с учителями - предметниками. Вот темы некоторых из них: “Земля и её соседи” (естествознание), “Тайна происхождения дельфина” (биология), “ Метаморфозы графиков” (алгебра), “ История костюма. Штрихи времени” (технология), “Картины природы в музыке и живописи” (музыка), “Жиры. Всегда ли это плохо?” (химия), “Граффити - вандализм или искусство?” (ИЗО).

По оценке учителей-предметников, с которыми ребята сотрудничали при подготовке этих уроков, уроки получились не только интересными, но и результативными. О результативности говорит и тот факт, что учителя-предметники используют наши разработки повторно сами, и предлагают их использовать своим коллегам.

Мы постаралась познакомить вас с мастерской как одной из форм реализации проектной технологии. Но какой бы хорошей технология не была, учителю надо уметь находить оптимальное сочетание технологий, которое позволило бы достичь ожидаемых педагогических результатов, а для этого мы стремимся профессионально развиваться, участвовать в инновационной деятельности и знакомиться с опытом коллег.

Литература

  1. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Мн.: «Вит», 2013.

 

 

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 621
Яндекс.Метрика