Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Литвина  Светлана  Анатольевна,

учитель  начальных  классов МБОУ «СОШ №2»,  р.п. Усть-Уда

Внедрение ИКТ в работу учителя способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

Использование компьютерных  технологий  на  уроках  литературного  чтения  позволяет сформировать у детей заинтересованное отношение к чтению, повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Задача  учителя – сделать  каждый  урок  привлекательным  и современным. На  уроках  литературного  чтения с использованием  ИКТ  имеют  место следующие виды работ:

1) презентации (знакомство с творчеством писателей и поэтов)

2) воспроизведение  эталонной  художественной  речи

3)  видеофрагменты

4) задания занимательного характера для уроков закрепления и  обобщения;    

5) тестовые оболочки для контроля и проверки знаний учащихся

ИКТ помогает улучшить содержательную сторону урока. Как правило, презентация может оказаться своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может использоваться на любом этапе урока: знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль знаний, проверка домашнего задания. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. На этапах подготовки к восприятию произведения и первичного знакомства с произведением можно применить красочные портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал для заочного путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством мастеров слова. Узнать историю семьи, традиции, интересные факты из жизни писателя или поэта. Видеофрагменты (мультфильмы, видеофильмы, созданные по произведениям), аудиозаписи с текстами, которые читают мастера художественного слова, помогают прочувствовать авторский замысел, способствуют развитию эмоциональной сферы ребёнка, «будят» творческое воображение; дети легче находят слово, с помощью которого смогут выразить свои чувства. Учитель может начать урок литературного чтения не по стандартной схеме, а с использованием звукового файла, вставленного в презентацию и соответствующего теме урока, или с рассматривания репродукций картин художников (например, к стихотворениям о природе).

На этапе урока «проверка домашнего задания» целесообразно использовать кроссворды, ребусы, тесты по изученным произведениям, что помогает осуществить контроль по усвоению изученного материала. Благодаря электронным носителям, можно незамедлительно проверить верность ответа и получить отметку за накопленные знания без помощи учителя. Это существенно облегчает работу самого педагога и позволяет учащемуся проверить свои знания самостоятельно. В каждый слайд можно включать красочные анимации и картинки, которые повысят познавательную активность школьников.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Подтверждению   этому  служат слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать”.  Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. И здесь на помощь приходят компьютерные технологии. Они могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество. Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами и словарная работа. Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек. В данном  случае компьютер является информационно-обучающим пособием.

На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Хорошо проходит данный вид работы в группах. Выполненные работы сканируются, и каждая группа приступает к созданию диафильма по заданной теме.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет реализовывать принцип наглядности в обучении, способствует формированию высокого уровня мотивации, предоставляет возможности в осуществлении индивидуального подхода к каждому из учащихся, происходит активизация творческого потенциала ученика, а также включение школьников в пространство современного информационного общества.

Литература

  1. Бердникова А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании.  (26.07.2010г.)
  2. Гусева А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. http://www.academy.it.ru (26.07.2010г.)
  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.// И.В.Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008.

Сергеев А. Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета // Педагогика. – 2009. – № 5. – С.36–40.

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 972
Яндекс.Метрика