Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кузнецова Лариса Леонидовна, учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №10,  г. Байкальск

Проект  “Применение  информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся”, направлен на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся.

Требования сегодняшнего дня состоят в том, чтобы учащиеся имели не только высокий уровень общеобразовательной подготовки, но и умели решать  поставленные проблемы за рамками учебных ситуаций. Обучение предмету информатики ориентировано  на изучение основ информационных технологии и вычислительной техники. Главная задача учителя информатики – сформировать у учащихся способность применять полученные знания  в различных жизненных ситуациях, осознанно используя современные технологии.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности и самоопределения.

Школа должна воспитывать подлинно свободную личность, формировать у учащихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять приобретённые знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать свои действия.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования.

Любое исследование, исходя из принятых в науке традиций, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук выполняется предполагает наличие основных этапов:

  • Постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • Выдвижение гипотез;
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • Поиск и сбор информации;
  • Структурирование полученных данных;
  • Подготовка проекта (сообщения, доклада);
  • Защита проекта.

На всех этапах работы главными из ожидаемых результатов является развитие творческих и креативных способностей, применение учащимися полученных знаний, умений и навыков. Прежде всего - это опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения и как итог - конкретный результат практической деятельности учащегося.

 
 

 

 

Основными прикладными программными продуктами,  которые используются по данным вопросам, являются системы подготовки текстов (текстовые редакторы), табличные процессоры, пользовательские системы управления базами данных (СУБД) и Web-браузеры.

Для оформления научной работы,  учащимся необходимы знание и применение основных принципов оформления работ в текстовом редакторе, оформление титульного листа, соблюдение структуры работы, применение обычных и концевых сносок, составление оглавления и списка литературы.

Кроме этого для способов и формы представления данных ученикам обязательно знание программных средств (текстовый редактор, табличный процессор) для целевого представления информации в различных формах (текст, таблица, график и т.д.), в отдельных случаях.

Школьникам необходимо для компьютерной обработки данных исследования знание базовых способов обработки информации: сортировка, поиск, отбор информации. Программной основой изучения является табличный процессор.

Принципы работы с большими объемами информации включают в себя знание работы с базами данных и поиск информации в базах,  работа с глобальной сетью Интернет и поиск информации в ней. Знание основы языка гипертекстовой разметки HTML.

Учащийся должен знать и применять:

  • Технологию обработки графической информации. Редактировать изображения в растровом редакторе Paint. Создавать изображения в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word.
  • Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Разрабатывать презентации с помощью Power Point. Использовать анимацию. Создавать интерактивную презентацию.
  • Технологию обработки текстовой информации. Создавать и редактировать документ. Форматировать документ (выбор параметров страниц, форматирование абзацев, работа со списками, составление таблицы, форматирование символов, гипертекст).
  • Технологию обработки числовых данных. Электронные таблицы (сортировка данных, поиск данных). Строить диаграммы и графики.

 В условиях информационного общества навыки первичной обработки данных, их структурирования, построения базы данных конкретного исследования в различных областях научной деятельности являются насущными для каждого исследователя.

В рамках проекта меняется роль учителя из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, поиску и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику.

Проект призван помочь учащимся всесторонне исследовать  профориентационную проблему, сделать свой выбор будущей профессии.

Данный проект будет полезен  классным руководителям в работе по профориентационной работе на  III ступени обучения учащихся.

Дидактические цели проекта:

  • Формирование критического мышления, навыков поиска, переработки и структурирования информации;
  • Применение знаний в области гуманитарных дисциплин;
  • Развитие коммуникативных способностей и комплексного подхода при выборе будущей профессии в поэтапной работе над проектом.

Формирование компетентности

Целостная система универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельная деятельность и личную ответственность обучающихся:

  • Изучение основ информационных технологии и вычислительной техники.
  • Формирование у учащихся способности применять полученные знания  в различных жизненных ситуациях, осознанно используя современные технологии.
  • Индивидуальное развитие личности, творческой инициации, навыки самостоятельного движения в информационных полях;
  • Формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности и самоопределения.
  • Формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять приобретённые знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать свои действия.

Методические задачи:

  • Научить практическому применению теоретических знаний;
  • Использование информационных технологий в поиске информации (ресурсы Интернет);
  • Обработка, информации (MS Excel, MS Word, Paint);
  • Структурирование и умение правильно излагать материал при написании реферата.
  • Применение методики работы MS Power Point, при создании презентации.

Основополагающий и проблемные вопросы учебной темы  для учащихся.

Основополагающий вопрос: Кем быть?

  • Профессия и мечта;
  • Мои жизненные ценности;
  • История профессии;
  • Содержание профессии;
  • Перспективы профессии;
  • 10 «золотых» достоинств, профессии;
  • Плюсы и минусы профессии;
  • Где можно получить эту профессию.

Творческое название  учебного проекта: «Моя будущая профессия»

Самостоятельные исследования учащихся.

  • Исследования при осуществлении поиска и сбора информации о перспективах различных профессии;
  • Сравнительные исследования о плюсах и минусах профессии.

Соответствие проекта пунктам тематического учебного плана школьного предмета.

Проект соответствует следующим  пунктам тематического учебного плана школьного предмета "Основы информатики и вычислительной техники", составленного на основе учебника Н. Угринович  Информатика и информационные технологии (Лаборатория Базовых Знаний, Москва, 2001 г.),  допущенного министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для школьников для 10-11 классов.

  • Работа в операционной системе Windows;
  • Технология обработки графической информации.
  • Технология обработки текстовой информации.
  • Технология обработки числовых данных.

Предметные области: информатика, история, информационные технологии, русский язык.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: старшая школа, 15-16 лет.

Оформление результатов проекта. Презентация, буклет. Результаты проекта оформлены со знанием основных принципов оформления работ в текстовом редакторе, оформление титульного листа, соблюдение структуры работы, применение обычных и концевых сносок, составление оглавления и списка литературы, учитывая  применение программных средств (текстовый редактор, табличный процессор), для целевого представления информации в различных формах (текст, таблица, графика и т.д.).

Для выполнения проекта требуется не менее 12 недель.

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта компьютер доступ к Интернету, принтер, сканер, проекционная система.

Программное обеспечение. СУБД/электронные таблицы, Программы обработки изображений, Текстовые процессоры, Web – браузер, Программы электронной почты  Программы работы с мультимедиа, Мультимедийные энциклопедии.

Оценка деятельности учащихся

Выдаётся “Сертификат Участника проекта” для Портфолио.

Критерии оценки:

  • Актуальность;
  • Оригинальность и уровень проработанности методов решения;
  • Логика изложения и аргументированность выводов;
  • Оформление (красочность, наглядность, творческий подход).

Ключевые слова: Три “К”

  1. Коммуникативные способности;
  2. Критическое мышление;

3. Креативные способности.

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 599
Яндекс.Метрика