Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ

ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Карасева Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15»,

 г. Усть-Илимск

В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» [1] говорится, что новые знания, компетентности и умение учиться появляются в результате формирования Универсальных учебных действий (УУД). К приоритетным технологиям для достижения новых результатов относятся информационно-коммуникационные технологии.

Новые цели образования предполагают формирование и развитие информационной компетенции. Обучающие средства, которые мы предлагаем детям, должны быть интерактивными, чтобы в процессе работы ученик сразу мог получить ответ на вопрос: «Правильно ли я делаю? Верный ли способ решения выбрал?». Это важно, так как мы формируем у  школьников   умение учиться. Неправильный ответ – это сигнал ребёнку о необходимости корректировать имеющийся в его арсенале способ.

Существует немало средств обучения, помогающих решить эту задачу. Одним из критериев отбора становится эффективность применения данных ресурсов. Использование их позволяет учителю  освободить время, которое он затратил бы на подготовку к уроку. Материал должен быть интересен и познавателен для учащихся. Кроме того, применение данных средств должно способствовать развитию навыков самостоятельной работы, информационной культуры, формированию универсальных учебных действий.

Я хочу рассказать об использовании интерактивных средств обучения, которые создаю сама. Имею свидетельства о регистрации своих ресурсов Институтом научной и педагогической информации Российской Академии Образования (ИНИМ РАО).

Универсальные учебные действия формируются в процессе деятельностного подхода к обучению. Использование интерактивных презентаций, выполненных в программе  MS PowerPoint, позволяет успешно решать эту задачу. Интерактивными можно сделать и страницы, созданные в формате документа Word.Использую интерактивные средства обучения на разных этапах урока и на уроках разных типов.

Сделать презентацию интерактивной помогает использование триггеров и элементов программирования (использую VisualBasic). При помощи макросов  (макрокоманд) можно создать тест или задание, которое будет автоматически проверено и оценено. Более того, при просмотре результата ученик может прочитать фразы: «Молодец! Подумай ещё! Повтори ещё раз. Всё получится» и другие.  Это подбадривает  школьника, вселяет уверенность. Ученик не просто решает тест и получает за него отметку, но и имеет возможность повторить это задание неоднократно, пока не достигнет желаемого результата. Использование гиперссылок делает навигацию понятной и удобной.

Тренажёр для 6 класса «Повторение изученного в 5 классе об имени существительном» выполнен в форме игры «Лесенка» [2]. Тренажёр используется на этапе закрепления изученного материала. Участниками этой игры могут быть два ученика или две команды. Сначала участники знакомятся с правилами игры, учатся понимать и принимать инструкцию, действовать по ней. Перед началом игры есть возможность посмотреть правило и вспомнить алгоритм работы с данной орфограммой. А затем дети приступают к тренировочным упражнениям в форме игры. После выполнения заданий ученики выполняют обучающий и контрольный тесты. За выполнение контрольного теста отметка может быть выставлена в журнал. В процессе работы формируются универсальные учебные действия.

Использование элементов программирования очень удобно, так как учитель может составить задания с учётом  уровня подготовки учащихся класса. Некоторые слайды могут включать тренировочные, обучающие задания, другие слайды могут быть контрольными. На обучающих слайдах создаю подсказки с помощью макросов. В подсказки полезно включать алгоритмы работы, схемы, правила – всё, что поможет ученику овладеть данным материалом.

В программе MS PowerPoint разрабатываю тренажёры, интерактивные таблицы, презентации для уроков. Можно настроить презентацию на прохождение теста по времени, в этом случае слайды с заданиями будут меняться через нужное количество секунд, что очень полезно, так как заставляет учащихся сразу включаться в работу. Это очень помогает при подготовке к экзаменам. В любой слайд можно внедрять документ в формате Word с интерактивными заданиями и предлагать ученику выполнить эти задания. Можно составлять задания на любое правило, а также использовать эти материалы для запоминания слов с непроверяемыми написаниями гласных и согласных. Задание, разработанное с использованием макросов, может применяться многократно.

Странички для словарной работы составлены по единому принципу. Часто дети не владеют приёмами запоминания, поэтому слова запоминаются на основе ассоциативных связей. Детям предлагается предложение: «АрхИтектор – это глАвный строИтель». Непроверяемые гласные А, И запоминаются при помощи слов, в которых эти гласные находятся под ударением. Так формируются надпредметные умения. Странички созданы в формате документа Word и озвучены. В каждую страничку внедрён видеоролик, который включает толкование лексического значения слова, слова-ассоциации и занимательный материал, используются макросы. Предусмотрен контроль выполненного задания. После просмотра ролика предлагаются задания с этим словом. Словарную работу включаю в урок на этапе закрепления изученного материала или перед изучением нового материала.

Уроки строю в логике деятельностного подхода. Начинаю урок с  создания проблемной ситуации. Начало урока в 5 классе по теме «Буквы з-с на конце приставок» [3] построила следующим образом. Дети вспоминают звонкие и глухие согласные, обращают внимание на парные согласные. Весь этот материал есть на слайде презентации. Затем  выделяют приставки в словах поехать, отбежать, добраться, сотрудник, подготовить, облететь, надрезать и вспоминают правило о единообразном написании данных приставок. Далее предлагается объяснить написание приставок в словах изрезать – испугать, бесплатно – безрадостно, распилить – разрезать. Дети видят, что на конце приставок пишется и буква з, и буква с, что противоречит правилу написания приставок, которое они знают. Учащиеся не могут объяснить причину.

Далее предлагаю детям прослушать диалог из «Радионяни»:

– Все приставки, которые оканчиваются на звук [з], в некоторых случаях могут менять звук [з] на [с].

 – А от чего же это зависит?

 – Это зависит от соседа.

 – От какого соседа?

 – От звука, который находится справа.

Дети говорят, что нужно выяснить, при каких условиях происходит замена звуков.

Предлагаю материал для наблюдений. Дети делают своё маленькое открытие и формулируют правило. А чтобы пользоваться правилом, нужно определить порядок действий, составить алгоритм – подсказку. Далее проводится работа по алгоритму, который дополняется и уточняется в ходе работы:

  1. Найдите приставку.
  2. Определите, с какого согласного  начинается корень.
  3. Примените правило.

В ходе урока дети выделяли проблему, выяснили, что имеющихся у них способов работы недостаточно, чтобы решить проблемную ситуацию. Затем в процессе сравнения и анализа слов определили условия написания согласных в приставках, составили алгоритм работы с учётом полученных результатов, проверили его на практике. В процессе работы дети могли видеть на всех слайдах презентации правильные ответы сразу после выполнения заданий. Презентация составлена с использованием переключателей-триггеров, что делает её интерактивной.

Практикой доказано, что применение информационно-коммуникационных технологий оказывает положительное влияние на работу с детьми. Комплексное использование интерактивных средств обучения, технологий, построенных на деятельностной основе, позволяет успешно решать задачи, поставленные в Стандарте перед школой. Повышается доля самостоятельной работы ученика на уроке, это способствует активизации познавательных процессов, мыслительной деятельности, формированию умения учиться.

Литература

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Карасёва Л.Н. Повторение изученного в 5 классе об имени существительном. Тренажёр. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no= 329031&d_no=360769&ext=Attachment.aspx?Id=183570
  3. Карасева Л.Н. Приставки на з (с). Материалы урока. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=329031&d_no=341680&ext=Attachment.aspx?Id=171178
Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 663
Яндекс.Метрика