Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

О ПРОЕКТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЛИЦЕЯ КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Камозина Наталья Вячеславовна, заместитель директора

МБОУ г. Иркутска Лицей №1

Стратегической целью развития образования на современном этапе является обеспечение доступности качественного образования потребителям образовательной услуги за счет эффективного исполь­зования финансовых, кадровых, материально-технических ресурсов. В условиях открытой образовательной системы без введения в про­цесс обучения большого массива информационных ресурсов и уме­ния их использовать, невозможно добиться заданного педагогиче­ского результата.

Переход на ФГОС предполагает наличие в образовательном учреждении информационно-образова­тельной среды (ИОС), которая, в свою очередь, является элементом регионального образовательного пространства [1]. По сути ИОС играет ключевую роль в условиях реализации ФГОС, являясь системным интегратором всего педагогического процесса, обеспечивая качест­венно новые параметры образования. Современная ИОС должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы, формирование творческой интел­лектуально и социально развитой личности,   в том числе формирова­ние ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни [2].

Это актуализирует проблему создания или модернизации уже имеющейся информационно-образовательной среды, отвечающей требованиям ФГОС.

В то же время социально-экономическая динамика в обществе обуславливает запрос на креативную личность, умеющую успешно решать возни­кающие проблемы и оптимально изменять свое поведение. Обновле­ние современной системы образования, связанное с внедрением ФГОС, обуславливает необходимость создания условий для развития творческой личности каждого ребенка, формирование учащегося как активного субъ­екта учебной деятельности. Успех в жизни в современном мире зависит от  степени развитости креативности. И главная задача педагога – способствовать формированию креативного мышления у своих  вос­питанников.

Традиционно сложилось так, что Лицей осуществлял и осуществляет подготовку выпускников по техническим направлениям. Одно из требо­ваний к инженеру XXI-го века, разработанных под эгидой ЮНЕСКО, - творческий подход к решению профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных условиях и нештатных ситуациях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабаты­вать и реализовывать план необходимых действий. Поэтому форми­рование творчески развитой личности, обладающей креативным мышлением, более чем актуальна для нашего образовательного уч­реждения.

С 2013 года коллективом Лицея разработана и реализуется проект инновационной образовательной деятельности «Информационно-образовательная среда лицея как средство развития креативного мышления старшеклассников».

Цель  проекта разработка структуры информационно-образо­вательной среды, методики ее формирования, форм и методов ее ис­пользования в процессе развития креативного  мышления  старше­классников.

В контексте цели поставлены следующие задачи:

  1. Определить структуру и характеристики компонентов ИОС лицея, оптимальные для развития креативного мышления старше­классников.
  2. Выявить и обосновать дидактические возможности ИОС в процессе развития креативного мышления старшеклассников.
  3. Разработать модель образовательной деятельности в про­цессе развития креативного мышления в условиях высокоразвитой ИОС.
  4. Выявить ИКТ, наиболее актуальные и востребованные с точки зрения развития креативного мышления старшеклассников, разработать направления и приемы их использования.
  5. Проверить эффективность разработанной методики исполь­зования ИОС как средства развития креативного мышления старшеклассников.

Этапы реализации:

I этап: организационный – сентябрь-декабрь 2013г.

II этап: организационно-практический – январь-июнь 2014 гг.

III этап: реализации проекта– сентябрь 2014 – сентябрь 2016

IV этап: аналитический – сентябрь - декабрь 2016 г.

Сущность инновационных преобразований состоит в следующем:

- уточнение и конкретизация понятия «информационно-образовательная среда»;

- определение структуры и компонентов ИОС лицея, оптимальных для развития креативного мышления старшеклассников;

- выявление и обоснование дидактических возможностей ИОС в процессе развития креативного мышления старшеклассников;

- развитие креативного мышления старшеклассников в условиях высокоразвитой ИОС.

Способы диагностики

1. Тест креативности П. Торренса,  предполагает оценку креативности по продуктам деятельности.

2. ТМД (мотивационный тест достижения), модификация теста - опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения, предложенная М.Ш. Магомед – Эминовым. 

3. Тест «Исследование ситуативной тревожности (Опросник Ч.Д. Спилберга)». На русском языке его шкала адаптирована Ю.П. Ханиным.

4. Мониторинг учебно-исследовательской и проектной деятельности.

5. Портфолио личных достижений.

Кроме этого, проект содержит теоретическое обоснование, деятельность в рамках проекта, план-график работ, ожидаемые результаты. Предусмотрено распространение проекта, определены показатели, дан прогноз возможных рисков и способы коррекции, предусмотрен механизм  управления реализации проекта. Проект утвержден на заседании кафедры информатики и ИКТ, протокол №1 от 24.01.2014. В марте 2014 года утвержден областным экспертным советом.

Литература

  1. Федеральный государственный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт ФГОС. – М., 2009-2012. – URL: http://standart.edu.ru.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт: официальный сайт [Электронный ресурс] / Информационно-образовательная среда школы как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Дронов В.П. – Электрон. дан. – М., 2009-2012. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=1744, свободный. — Загл. с экрана.

 

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 588
Яндекс.Метрика