Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В 7-8-Х КЛАССАХ

Калёнова Наталья Александровна,
 учитель истории, обществознания
МБОУ г. Иркутска Лицей №1

В современном мире ребенок живет в окружении электронной культуры. Появилось много различных устройств и приложений, которыми он постоянно пользуется. В результате в его работе оказывается "каша" из разных источников, а в голове разрозненные отрывки информации, которые будут вскоре забыты. В этой связи выработка навыков самостоятельного поиска и усваивания новой информации учащимися является одним из ключевых факторов успешного обучения в лицее и в последующем. Нам приходится трудно, так как  поступают ученики со всех школ города Иркутска  с разной подготовкой по предмету. Это заставляет педагогов определённое время тратить на установку контакта с учениками, выяснять уровень знаний по предмету, владение умениями. Это очень важно, так как формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира является целью образования.

Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые обладают тотальной мультимедийностью. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Это происходит за счет использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудио - комментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ.

Презентация позволяет мне  иллюстрировать свой рассказ. Из имеющейся базы данных я  подбираю к различным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, различные виды наглядности. На сегодняшний день подготовлены презентации по курсам: «Обществознание 7,8,9 класс», «История России 7,8,9 класс».

Для более удобного диалога между учителем, родителем и учеником, на лицейском  сайте работает программа Netschool. На данном сайте в разделе «Школьные ресурсы»  я размещаю материалы уроков по истории и обществознанию, задания и ссылки на дополнительные образовательные ресурсы. В объявлениях напоминания о предстоящем контроле. По почте в журнале, идет переписка с учениками и родителями, отправляются задания по предмету, проводится консультация для всех пользователей электронного журнала. Выставляемые оценки, по итогам урока помогают родителям контролировать процесс обучения. Сайт Лицея№1 города Иркутска: 1licey.ru

Большое количество учебных познавательных и развивающих материалов представлено в готовом электронном виде. В Лицее я первый год работаю с учебником Данилова А.А. История. Россия в XVII – XVIII веках. 7 класс (Россия в XIX веке. 8 класс): учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ А.А.Данилов; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011- (Академический школьный учебник) (Сферы).

Издание подготовлено в соответствии с Обязательным минимумом содержания исторического образования в основной школе, Программой по истории для 7-8 классов, Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.

Учебник многофункционален и дает возможность пользователю проявить большую самостоятельность и творческий подход при изучении курса отечественной истории. Одной из задач является  максимально опираться на имеющуюся информацию на уроке. Используя компьютер,  я могу одновременно проверить на тренажере или контрольном тестировании несколько учащихся за короткое время. Параллельно отрабатывая с классом разные формы заданий: карточки, заполнение хронологических таблиц, устное комментирование событий и т.д. Главное привить навык систематической работы с электронным источником, имеющимся под рукой и обязательным для работы.

Но моя задача как учителя  помочь ученику, пришедшему первый год в лицей в условиях «информационного обвала» ориентироваться не только с одним диском и материалами электронного журнала, но и с другими источниками.

Всё это очень актуально, так как с первых дней пребывания в нашем учреждении он включается в исследовательскую деятельность. Каждый учебный год я организую исследовательскую практику по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Учебное исследование по предмету разворачивается как основная и дополнительная работа к уроку и во внеурочное время.

В начале 1 триместра все учащиеся знакомятся с методикой зачёта по итогам второго триместра. Работа групповая (по 2-4 человека), выполняется под руководством учителя истории и информатики с использованием методики проектной деятельности.

Первым этапом является задание по теме «Введение, Вспомогательные исторические дисциплины».

Моя задача дать необходимые разъяснения по возникающим вопросам. Результаты работы очень подробно анализируются со всеми учащимися.

         В дальнейшем в ходе каждого урока, при постановке проблем, учащиеся вынуждены использовать для подготовки не только материал учебника, но и другие ресурсы.

         По окончании первого триместра проводится подробная консультация и всем предлагается определиться с темой и начать подготовку к зачетной работе.

Тематикой исследования были: «Декабристы в Сибири», «Роль личности в истории». С каждым ребенком тема обсуждается, дорабатываются вопросы исследования. Сложно подвести ребенка под ту историческую проблему, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания. На данном этапе моя задача состоит в том, чтобы помочь детям сделать выбор, который они считали бы своим. Очень важно, когда выбираешь тему, учитывать наличие литературы и другие источники информации, т.к. недостаток этого приведет к тому, что некоторые работы получатся очень поверхностными. Для того чтобы этого избежать, учащимся рекомендуется, активно использовали компьютерные технологии.

В ходе работы в 2011-2013гг. году были подготовлены и защищены презентации учащимися двух 8-х классов по теме «Декабристы в Сибири», учащимися 7-х классов по теме «От древней Руси до имперской России»

Последним этапом нашей работы является максимально приближенная к условиям лицейской НПК защита работ.

Интерес и стремление к исследовательской деятельности у учащихся не вырастают на пустом месте, но опыт показывает,  что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Таким образом, применение информационно-коммуникацион-ных технологий на уроках истории и обществознания приводит к следующим результатам:

1. формирование высокой степени мотивации, повышение интереса к процессу обучения;

2. увеличение  доли самостоятельной работы позволяет достигнуть индивидуализации обучения;

3. установление межпредметных связей;

4. возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории;

5. улучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, но увлеченными ПК;

6. а самое главное – у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке.

Педагог XXI столетия  просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование.

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 789
Яндекс.Метрика