Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК PLASTIC LOGIC 100:

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Юркова Лилия Анатольевна, учитель английского языка,

МБОУ СОШ № 5, г. Иркутск

В образовательных учреждениях страны большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебного процесса.  В нашей школе с января 2012 по май 2012 года проводился эксперимент по использованию электронных учебников Plastic Logic 100. 

Конечно, при переходе от печатных изданий к электронным есть свои плюсы и минусы, и очевидный плюс состоит в том, что электронный учебник легок по весу и достаточно его одного, чтобы заменить большое количество учебников, которые раньше детям было необходимо носить с собой.

Несомненным конкурентным преимуществом данного устройства,  по сравнению с обычными электронными книгами, является сенсорный экран, который устойчив к царапинам и ударам. Нужно отметить, что на нем практически не остается отпечатков пальцев, а также устройство не боится влаги. Еще одно конкурентное преимущество – это достаточно большой размер экрана. Разница сравнительно с электронными книгами ощутима, так как составляет по площади почти на четверть больше. Диагональ экрана такова, что любой текст комфортно читается на нем. Размер шрифта подобрали таким образом, чтобы он соответствовал напечатанным учебникам. Или был больше. При этом никаких возможностей регулировать размер шрифта нет. В меню есть только опция развернуть экран, тогда шрифт становится больше. На экране хорошо читаются формулы, текст,  картинки также хороши, но основной минус в том, что они не цветные.

Данное  устройство - электронный учебник без всяких скидок. Именно в таком качестве его и стоит рассматривать. В рамках тендера министерства образования накладывались жесткие ограничения на эти устройства. Например, школьники не могут самостоятельно удалять учебники, добавлять свои книги или использовать учебник не по назначению. Логика подобного решения понятна, так как устройство имеет только одну, узкоспециализированную задачу. Никакой синхронизации по USB, отсутствие Wi-Fi - все это в учебнике не нужно.

На занятиях с электронными учебниками обучающийся может одновременно работать сразу с несколькими изданиями, сравнивать их, дополнять одну информацию другой, выбирать задания для своего уровня знаний. Электронный учебник автоматически запоминает последнюю страницу. Можно также создать закладку, прикоснувшись к экрану в правом верхнем углу. Функция «закладки» позволяет вернуться на нужную страницу в любое время.

В данном электронном учебнике есть определенный набор графических инструментов. Можно делать пометки в книгах даже с помощью пальцев (что-то написать, отметить, обвести или подчеркнуть). Ненужное можно стереть с помощью электронного ластика. Ребята могут также писать заметки в учебниках, которые набираются с помощью клавиатуры (и на русском, и на английском языках). Причем эту заметку можно переместить в любое место страницы, можно ее скрыть.

По требованию министерства образования данная электронная книга содержит комплект учебников для 6-7 классов, и школьники не могут добавить никакие другие книги. Что касается использования электронного учебника Plastic Logic 100  конкретно на нашем предмете (английский язык), то наполнение учебника не вполне соответствовало той программе, по которой работали мы. Соответственно, использовать его мы могли только в дополнение к нашему УМК.

В первые же дни использования электронных устройств проявился ряд технических недоработок: для открытия нужных текстов требовалось время, хотя это обычный ридер, и к этому стоит привыкать. Сложно приходилось работать, когда необходимо было использовать сразу две или большее количество страниц. Многие упражнения для самоконтроля предполагают работу с пройденным материалом, который по расположению находится выше, чем задание, и процесс переключения от упражнения до материала очень неудобен. У этих электронных учебников нет цветного дисплея, что затрудняет процесс восприятия информации.

Хотелось бы, чтобы подобные электронные учебные пособия были также снабжены различными аудиоматериалами, которые особенно необходимы при изучении иностранных языков, когда человек может слышать иностранную речь, нюансы ее произношения, акцент (тогда и качество подготовки выходит на абсолютно другой уровень). Кроме того, данное устройство не предполагает выхода в глобальную сеть Интернет, в которой, если не достает нужной информации, всегда можно найти необходимый материал и дополнить им уже имеющийся.

Было бы здорово, если бы электронные учебники предлагали различного рода проверку знаний. Тесты и контрольные задания могли бы располагаться по темам, главам или иметь сортировку по уровню сложности, что позволяло бы каждому обучающемуся выбрать свой уровень или, начиная с самого простого, дойти до самого сложного. А еще лучше, если  бы имелась возможность использования контрольно-тестовых материалов с автоматической оценкой результативности выполнения.

Также хотелось бы, чтобы электронный учебник содержал электронную рабочую тетрадь с возможностью записи, внесения заметок, вставки скопированного текста из учебника, вписывания частей недостающего текста или пропущенных символов, чисел, слов.

А вообще, на мой взгляд, следует отметить, что исследования, проведенные в нескольких университетах США, показывают, что изучать новые темы и запоминать информацию с экрана очень неудобно, и такое обучение значительно проигрывает классическим бумажным книгам. Оказывается, с электронным учебником очень неудобно делать заметки при чтении, невозможно бегло читать и просматривать справочную литературу, о которой говорится в ссылках. Кроме этого, учеными обнаружена еще одна проблема – чтение электронного текста разрушает технику запоминания прочитанного, когда читатель запоминает местонахождение текста и его внешний вид в книге. К тому же, по мнению психологов, замена письма ручкой по бумаге на работу с клавиатурой тормозит развитие абстрактно-логического мышления.

Но объективная реальность такова, что внедрение электронных учебников вместо бумажных происходит во всем мире, так как они имеют свои преимущества, и современные дети, любящие и привыкшие пользоваться различного рода электронными устройствами и гаджетами, предпочитают их обычным печатным книгам.

Литература

  1. www.mobile-review.com  сайт мобильных устройств и технологий, [Электронный ресурс]: Сайт. – Электрон. дан. – Mobile-review.com, 2002-2014. – Режим доступа: http://www.mobile-review.com/index.shtml, свободный. — Загл. с экрана.
  2. Электронная книга или бумажная страница? [Электронный ресурс]: Блог. – Электрон. дан. – Google, 1999 – 2014– Режим доступа: http://voina-pk-i-knigi.blogspot.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
  3. Научный журнал «Молодой ученый» [Электронный ресурс]: Сайт. – Электрон. дан. – Издательство «Молодой учёный», 2008–2014– Режим доступа: http://www.moluch.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 732
Яндекс.Метрика