Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Григорьева Надежда Владимировна,
 учитель информатики МКОУ СОШ №16, г. Бирюсинск

Современное образование в России переходит на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Главная особенность ФГОС нового поколения – деятельностный подход, который  позволяет решать задачи по развитию личности и социализации ученика. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают формировать человека «информационного» общества.

Современный урок – это урок  использования информационных и коммуникационных технологий. Трудно представить урок информатики без использования цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР).

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. Более полное определение ЦОР дает Горохова Л.И., доктор педагогических наук. Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Использование современных ЦОР  не дополняют сложившийся традиционный учебный процесс, а приводят к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. 

ЦОР позволяет увеличить на уроке объем изучаемого материала, сделать его  наглядным и интересным, что  способствует лучшему его усвоению. 

Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от повторения и актуализации знаний до подготовки домашнего задания.

Один из самых востребованных способов применения  ЦОР: «Мультимедийные презентации», «Электронные учебники», «Обучающие видеоролики», интерактивная доска на этапе объяснения нового материала или закреплении уже пройденного. Это помогает учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем в данном случае электронные учебники могут быть применены как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если преподаватель использует, например, собственные презентации, дополняя их вычлененными из электронных учебников  цифровыми образовательными ресурсами. Также, ЦОР могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, что  почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.

При подготовке домашнего задания по информатике предлагаю использовать Интернет для создания собственных презентаций, поиска необходимой информации. ЦОР могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки,  диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования  ЦОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя молодыми исследователями в данной области, а учителю позволяет наиболее эффективным способом реализовывать межпредметные связи.

Другим возможным способом использования ЦОР является их применение при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения материала. Это могут быть «Интерактивные задачники», «Интерактивные учебники», что позволяет организовать самостоятельную работу с использованием заданий конструктивного и творческого характера. Ученики могут работать самостоятельно, изучая, повторяя, закрепляя. При работе с сильными детьми    предлагаю   более сложные, творческие задания.

Для итогового контроля и учета знаний, умений и навыков уместно использование таких ЦОР, как  «Тесты», «Интерактивные кроссворды», которые можно создавать средствами офисных программ Excel, PowerPoint используя  функции, макросы, встроенный язык программирования VBA. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая учеников к четкой логике и рассуждению.

Возможным методом использования  ЦОР является их применение при выполнении лабораторных и практических работ. Например,  при  изучении темы «Компьютерная графика» применяю авторский  ЦОР «Фрактальная графика», созданный в среде объектно-ориентированного программирования Lazarus. Ученики самостоятельно могут  поэкспериментировать с фрактальной графикой, меняя коэффициенты, цвет,  наглядно видеть изменение графического изображения.  Самостоятельная экспериментальная деятельность учеников в значительной мере активизирует процесс познания.

Постоянное применение ЦОР вызывает  вопрос  о том, где найти качественный материал по различным темам. К каждому уроку создавать авторские ЦОР не получается, так как эта работа трудоемкая и требует немало времени. Создание ЦОР требует от учителя постоянного самосовершенствования, практических навыков работы во многих программах.

На сайте Единой коллекции ЦОРов подобраны материалы для любого урока достаточно хорошего уровня. Применять их можно в зависимости от целей урока, уровня подготовки класса. 

Использование ЦОР позволяет сформировать базу данных ресурсов на уровне общеобразовательного учреждения, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР  как для учителей, так и для учеников.

Использование ЦОР в учебном процессе – это один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. ЦОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Комплексный подход к использованию ЦОР на уроках  является одним из перспективных направлений в преподавании информатики.

Литература

  1. Коробкова К.В., Калиновский Е.А. Возможности использования ЦОР в  учебном процессе. Магнитогорский Государственный Университет.
  2. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: [о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов] Народное образование. — 2008. — № 1. — С. 176-182.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт ФГОС.
Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 631
Яндекс.Метрика