Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ДОШКОЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Грачёва Светлана Ивановна,
учитель-логопед МДОУ Детский сад комбинированного вида №1 «Лесная полянка», г. Железногорск - Илимский

В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения таких детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у логопеда, так и у детей. Не секрет, что выработка определённого артикуляционного уклада требует длительной и систематической работы, а иногда и сотни повторений. Всё это очень утомительно и однообразно для ребёнка-дошкольника. Большинство детей, посещающих логопедические группы и логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, мелкой моторики. Со временем у них утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить “правильно и красиво”.

Поэтому любой учитель-логопед знаетчто для того, чтобы логопедическое занятие было интересным и продуктивным, с высокой степенью речевой активности, очень важно подобрать речевой и практический материал (дидактические игры, пособия, игрушки, муляжи, предметные и сюжетные картинки). Как правило, это занимает большое количество времени и зачастую вызывает большие трудности при подборе наглядно-дидактического материала и его оформления. В связи с этим, современный учитель-логопед должен не только обладать рядом профессиональных компетенций, но и уметь легко и быстро ориентироваться в массе профессиональной информации, уметь находить важные и нужные для педагогической деятельности материалы. Существенную помощь в этом оказывает использование ИКТ. Учителя-логопеды активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда.

Различные электронные ресурсы помогают значительно сэкономить время в подборе речевого материала и оформить его в виде презентаций, слайд - фильмов, фотоальбомов.

При подготовке к занятиям учитель-логопед может использовать следующие виды компьютерных программ:

программа PowerPoint – позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий;

программы Paint, Adobe Photoshop – позволяют создать яркие иллюстрации к занятиям;

программы Macromedia Flash, PowerPoint – с их помощью создаются анимированные персонажи, буквы.

программа “Word” помогает логопеду в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.

Все эти перечисленные программы наиболее часто используются при подготовке к занятиям, но есть множество других, не менее интересных программ, подходящих для использования в логопедической практике. И каждый учитель-логопед из этого многообразия может выбрать для себя то, что является для него наиболее приемлемым.

Я работаю на логопедической группе, которую посещают в основном дети с общим недоразвитием речи (ОНР). А ОНР требует системного, комплексного подхода. Наиболее эффективными компьютерными программами являются: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», программно-методический комплекс «Развитие речи», обучающая игра «Баба – Яга учится читать».

Программно-методический комплекс «Развитие речи».

Он включает в себя следующие разделы: Неречевые звуки, Звукоподражание. Речевые звуки. Развитие связной речи.

В первом разделе Неречевые звуки, Звукоподражание два режима работы: Изучение и Задание, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в процессе коррекционной – развивающей работы. В режиме Задание предусматривается несколько уровней сложностей.

Раздел “Речевые звуки” включает в себя четыре подраздела : “Голосистые” звуки (три уровня сложности), “Безголосые” звуки, звуки – “двойняшки”, “Сердитые и ласковые” звуки. В этих подразделах дети  учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Раздел “Развитие связной речи” представлен мультимедийными играми – заданиями следующих типов: “Слово – действие”, “Подбери действие”, “Слово – признак”, “Подбери признаки” с несколькими уровнями сложностями; “Составляем описание”; “Послушай рассказ”.

Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить/Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять детям все задания с целью достижения лучшего понимания задачи. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”

Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития. Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Компьютерная технология “Игры для Тигры” предлагает серии упражнений, входящих в четыре блокаЗвукопроизношение, Просодика, Фонетика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение; просодические компоненты устной речи; фонематический слух и восприятие; фонематический анализ и синтез; лексико-грамматического строя речи; коммуникативные навыки; артикуляционная моторика; мелкая моторика (работа с мышью, клавиатурой); слуховое и зрительное восприятие; внимание; словесно-логическое мышление. Программа “Игры для Тигры” предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения.

Интересна и обучающая игра “Баба-Яга учится читать”, предназначенная для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх. Оригинальность программы заключается в том, что весь процесс обучения представлен в стихах. Забавные рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита знакомят ребят со сказочным миром поэзии и учат составлять поэтические строчки. Всего в игре десять заданий разного уровня сложности, последовательность прохождения которых задаёт учитель – логопед.

Преодоление ОНР у дошкольников предусматривает коррекцию всех сторон речи: активизация словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи. И здесь широко используются мультимедийные презентации, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые  зрительные и слуховые условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Обогащение и активизация словарного запаса. Одним из главных путей пополнения словарного запаса ребёнка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей.

Закрепление родовых понятий и соответствующих им слов-обобщений осуществляется на основе чётких представлений о значении каждого понятия.

В этом направлении используются следующие игры: «Назови одним словом», «Загадки и отгадки», «Найди детёныша», «Кто где живёт», «Назови признаки предмета», «Чей хвост?», «Какой сок?», «Кто что ест?», «Помоги маме сварить суп”, «Говори наоборот» и др.

Игры на развитие грамматического строя речи. Главное направление в работе по развитию грамматического строя речи – научить детей правильно согласовывать слова, употреблять в речи предлоги и т.д. Для этого используются следующие игры: «Один-много», «Назови ласково», «Измени по образцу», «Сосчитай до пяти», «Исправь ошибку», «Кому это нужно?», «Чьи вещи?», «Кого угостим?», «Большой- маленький» и др.

Игры на развитие связной речи. Основные виды связного высказывания – пересказ, составление рассказа. В мультимедийных презентациях  используются пересказ, составление рассказа. Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно при помощи серийных картинок. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ. При составлении описательного рассказа можно использовать схему.

Коррекция нарушения внимания, памяти, мышления. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Им гораздо труднее сосредоточиться на выполнении задания в условиях словесной, чем зрительной инструкции. Все виды контроля за деятельностью часто не сформированы или значительно нарушены. У детей возникают трудности в установлении причинно-следственных связей; без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия. Зрительная память у детей с ОНР практически не отличается от нормы. Эти дети медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой ниже. Как правило, они не используют речевое общение с целью уточнения инструкции. Для коррекции психических процессов используются  игровые упражнения: «Отгадай загадки», «Что общего и чем отличаются друг от друга?», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди недостающий предмет», «Что сначала, что потом», «Найди, кто спрятался» и др.

Таким образом, компьютер - это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Тем более, в соответствии со Стандартом дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны быть обеспечены специальными условиями образования, включающими себя  технические средства обучения, средства коммуникации и связи. Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка. Но подходить к использованию компьютерных технологий в обучении и развитии детей надо разумно и дозировано, чтобы не навредить здоровью ребенка.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – М., 17 декабря 2013г.
  2. Ресурсы информационно – компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. / Вренёва Е.П. –  Логопед №5, 2010. – 46с.
  3. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании. / Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011.
  4. Компьютер в специальном обучении. Проблемы,  поиски, подходы. / Кукушкина О. И.- Дефектология  № 5, 1994.
Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 955
Яндекс.Метрика