Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Фирсова Наталья Евгеньевна,

преподаватель культурологии, МХК, музыки

МБОУ ООШ №68, г. Иркутск

В практике информационными коммуникативными  технологиями обучения называют все технологии, использующие  информационные  средства.  Вообще, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение. Проще говоря, информационными технологиями можно считать и работу с привычной книгой, и с уходящими в прошлое слайдами и  магнитофонными записями, и популярными ныне видеофрагментами, компакт-дисками и  входящими в повседневность учебного процесса компьютерными материалами. Роль традиционных технологий в учебном процессе преподавания эстетических дисциплин велика и никем не оспаривается. Стоит ли говорить о том, что книгу человеку не смог заменить ни один компьютер. Мы не спешим отказываться и от проверенных и надежных технологий, опирающихся на технические средства прежних поколений, тем более что для них у нас накоплен достаточно богатый учебный материал. Библиотека книг по художественной культуре подобрана в соответствии с программой, постоянно пополняется  и обновляется, книги пользуются большим спросом.

Однако в последние годы компьютеры все более настойчиво входят в нашу жизнь, и школа не только не может с этим не считаться, она обязана привлечь уникальные возможности компьютера для решения своих, с каждым годом усложняющихся, задач.        

Нет сомнения, что возможности, которые дают компьютерные технологии, уникальны. Если для большинства школьных дисциплин знания, представленные через образ, – это лишь  способ облегчить ученику восприятие этих знаний, то для  предметов эстетического цикла образ – это основной предмет исследования. Поэтому для нас компьютер открыл совершенно новые формы обучения: перед учеником образ, который он может изучать непосредственно – рассматривать с разных точек зрения, изменять, анализировать результат, сравнивать, усложнять, упрощать. Кроме того, компьютер с успехом может заменить многие традиционные иллюстративные средства:  слайды, видео- и аудиозаписи, а также книги-справочники и т.д. Словом, компьютер может помочь учителю сделать работу на уроке более успешной во многом.

Для того, чтобы достигнуть успеха, важно осознать, что использование компьютера на уроке есть всего лишь средство, вспомогательный элемент для достижения намеченной цели. Следует помнить, что использование ИКТ на уроках не должно быть излишне.   За несколько лет  работы была собрана достаточно не плохая коллекция мультимедиотеки соответствующая  нашим задачам, включающая  компьютерные диски  с материалами по мировой художественной культуре, музыке, этикету, изобразительному искусству. Работа с мультимедийной информацией позволяет привить ученикам навыки, необходимые для жизни и работы в современном информационном  обществе. Кроме того, мультимедиаматериал представлен в самых разных формах и содержит самую разнообразную информацию. Здесь и набор современных электронных энциклопедий, художественные галереи, путеводители по достопримечательным местам разных стран и набор дополнительных материалов  по  эстетическим предметам и т.д.  Однако для качественного использования мультимедийных технологий на уроках просто коллекций мультимедийных материалов недостаточно.      

Первостепенной задачей в сфере применения информационно-коммуникативных технологий в области школьного эстетического образования является программное обеспечение курсов соответствующих дисциплин. Поскольку появление таких программ эстетической направленности на рынке мультимедиа продукции в ближайшее время маловероятно, то основную ставку мы делаем на адаптацию имеющихся в нашем распоряжении мультимедиа материалов к задачам преподавания эстетических дисциплин, на создание условий для эффективного использования информационных технологий   в формировании познавательной компетенции учащихся.

Важнейшим техническим средством, помогающим сделать современный урок ёмким, помочь учащимся легче усвоить основные термины и понятия предмета, запомнить необходимые сведения, стали интерактивные доски и мультимедийные проекторы. С их помощью можно мгновенно вывести на экран максимум полезной информации. Однако чтобы эта технология работала, перед учителем встала задача так отобрать, скомпоновать и оформить материал, чтобы ученики могли в считанные минуты освежить в памяти, систематизировать уже знакомые сведения или увидеть, на какие аспекты следует обратить внимание.

Одним из самых эффективных методов использования информационно-коммуникационных технологий с целью формирования гармоничной личности, бесспорно, является проектная деятельность учащихся 6-9 классов.

В нашей практике накоплен достаточно хороший  опыт работы такого характера. Мы разрабатываем этот метод на протяжении более 5 лет. Когда наши учащиеся впервые перешли от реферативных проектов, выполненных с помощью библиотечных книг, к простым компьютерным презентациям с привлечением интерактивных программ с тематических дисков и из Интернета, они сами увидели, какие перспективы открывает такой вид деятельности. Вырос познавательный интерес, повысилась самооценка, появилось стремление к самообразованию. За это время банк работ учащихся рос и расширялся. Менялись методы используемые в процессе работы. Виды работ стали более разнообразны (проектная деятельность, исследовательская деятельность, реферативно-исследовательская и т.д.)

Как известно, учёт знаний по предметам эстетического цикла – вопрос сложный и спорный. Однако, и учителю, и самим школьникам всё же хочется видеть результаты своих усилий.  Конечно, тестирование на компьютере не может служить основным способом учёта успехов по предметам эстетического цикла, но как промежуточный или вспомогательный способ контроля оно вполне эффективно.

Метод объединением предметов эстетического цикла образовательного учреждения, был создан банк форм промежуточного и итогового контроля по эстетическим предметам с использованием ИКТ

Концепция эстетического образования, выбранная методическим объединением предметов эстетического цикла и подтвердившая свою состоятельность, не предусматривает глубинного искусствоведческого подхода к изучению явлений искусства – мы предпочитаем воздействие на образно- эмоциональную сферу обучающихся, через практическое участие детей в художественном процессе. Для исследовательской работы в условиях школы больше подходит непосредственный эксперимент, что более характерно для цикла естественных дисциплин.

Исследовательская работа учащихся школы  находит выход на ежегодных научно- практических конференциях, участвовать в которых считается честью. Работы проходят конкурс, и отбираются на конференцию строгим Советом МБОУ.  Лучшие работы отмечаются грамотами и дипломами.

Подводя итог сказанному, хочется еще раз уточнить, что мы относимся к мультимедийным технологиям как лишь одному из многочисленных средств создания информационной среды обучения, но понимаем, что это средство уникальное, в современных условиях совершенно необходимое и очень перспективное.   

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] : М.,2009-2012
  2. Инновационная школа. Опыт организации единого образовательного пространства. В.М.Степанов. Иркутск ,2000
  3. Учителя и инновации. Ангеловски К. М.1991.
  4. Культуротворческая школа: Концепция и модель образовательного процесса. Валицкая А.П. Педагогика 1998
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией д-ра пед. Наук проф.Е.С. Полат . ACADEMIA.М. 2002.
Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 635
Яндекс.Метрика