Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ИКТ – КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Бисикало Надежда Сергеевна, учитель химии

МБОУ г. Иркутска Лицей №1

Мы живем в век информационных технологий и постоянно растущего объема информации, которая в основном находится в «открытом доступе». Информационные ресурсы становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Все реже используются печатные издания и все чаще различные IT-технологии, которые очень прочно укоренились в сознании человека и, в особенности, подрастающего поколения, т.е. учеников средних образовательных учреждений. Соответственно возникает  дилемма: компьютерная книга или печатное издание, библиотека или Internet и др. поисковые системы с фантастическими возможностями и, в то же время, ужасными огрехами, множеством непроверенных и недостоверных фактов и явлений.

Дети все чаще первоисточником знаний указывают бескрайние просторы Internet, скачивая ответы на все интересующие их вопросы, даже не задумываясь в правильности и достоверности. Явление поиска в книгах и учебниках практически полностью отсутствует. Персональный компьютер воспринимается как неотъемлемая часть жизни ребенка. На этапе знакомства с окружающим миром дети уже пропитаны, до мозга костей, той информацией, которую они получают не от родителей, воспитателей, учителей, преподавателей или книг и журналов, а из информационно-коммуникационных устройств. Иногда возникает довольно парадоксальная ситуация, когда ребенок, не умея писать и читать, еще в раннем возрасте, уже понимает структуру ИКТ, знает алгоритмы поиска и умеет довольно быстро находить требуемую информацию.

Возникает довольно спорный вопрос о необходимости держать в голове большой объем знаний. Интеллектуально развитый человек это прекрасная, гармоничная и самодостаточная единица общества, но невозможно знать все. Следовательно, возникает необходимость экспрессного поиска достоверных данных. Таким образом, необходим симбиоз интеллекта и компьютерных технологий. Существование хрупкой грани между двумя полюсами сложившейся ситуации довольно условно и его довольно легко нарушить. Ученики в силу своего юного возраста и недостаточного жизненного опыта часто утрируют суть вещей и отказываются запоминать просто необходимую информацию: определения, законы и формулы, ссылаясь на отсутствие необходимости в этом  и полагаясь на ИКТ.

Однако грамотное использование информационных технологий может помочь  ученику и учителю в познании предмета, явлений и окружающего мира в целом, интегрируя полученные знания в общую картину познания мира. Тем самым ученики создают свое собственное мнение с помощью бесконечных знаний всемирной паутины и учителя.

В лицее на уроках химии часто сталкиваются с затруднением или невозможностью представить себе картину сложных химических систем, которые не являются идеальными, а представимы только в виде реальной системы со своими законами и сложными математическими моделями:

  1. Модель атома (s, p, d, f – орбитали);
  2. Структуру сложных органических соединений полимерного характера и не только;
  3. Эффекты в органических соединениях (мезомерный и индукционный);
  4.  Сложные и подчас опасные химические опыты, но крайне необходимые для формирования целостной картины химических свойств и т.д.

ИКТ обладают рядом преимуществ, одно из которых – наглядность представления сути явлений и процессов. Проводятся уроки с использованием информационных технологий: электронных учебников, презентаций, виртуального эксперимента. Под руководством учителя ученики готовят творческие работы с использованием ИКТ, представлением данных к докладам, рефератам и исследовательским работам.

Например, урок-презентация. Конечно, активная роль на таком занятии принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, видеофильмами. К поиску материалов привлекаются и ученики, они с радостью готовят презентации, повышая при этом интерес к предмету у самого себя и у своих одноклассников. Ребята при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения в познании нового,  учатся анализировать, сопоставлять, а также находятся в постоянном поиске. Ученики вовлечены в процесс самообучения и саморазвития.

Наиболее удачным кажется применение ИКТ при проведении уроков: «Строение атома», «Электроотрицательность химических элементов», «Типы химических реакций», «Металлы» и т.д. Тем самым  использование слайдов во время уроков-лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами.

Использование ИКТ помогает учителю, давая возможность разрабатывать и внедрять программы позволяющие оценивать знания каждого ученика. Таким образом, высвобождается дополнительное время для более детальной проработки ошибок и увеличение часов на раскрытие нового материала. Тем самым отсутствует субъективность оценки, но возникает ее бездушность.

Еще одним примером интеграции ИКТ в общеобразовательный процесс является электронный журнал. Тривиальный подход высказывает неодобрение и отсутствие необходимости в этом явлении, но электронный журнал – это способ быстро и достоверно донести оценки и домашнее задание до родителей, таким образом, лицейское образование интегрируется с воспитательным процессом в семье. Есть возможность установления диалога родителей  с преподавателем для достижения хороших результатов.

Каждый из нас стоит перед дилеммой активного использования или сопротивления прогрессу в виде внедрения ИКТ в образовательную деятельность в частности и жизнь в целом. Необходимость применения новых технологий в классическое образование очевидна. Современный педагог должны быть направляющим агентом, а не вспомогательным инструментом в учебном процессе, который плавно, но тесно интегрируется с информационными ресурсами, способными в разы улучшить преподаваемые дисциплины при грамотной подаче информации.

С каждым годом Мир вокруг нас усложняется, где окажемся мы через некоторое время, нужно решать уже сейчас. Возможно, необходимо наращивать использование ИКТ в учебном процессе для продвижения, а не сопротивления научно-техническому прогрессу.

 

 

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 609
Яндекс.Метрика