Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ

ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Баяскаланов Алексей Баиртуевич, Готовчикова Софья Олеговна, учителя информатики МБОУ г. Иркутска СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов №2

Единый государственный экзамен позволяет объединить государственную итоговую аттестацию и вступительные экзамены в учреждения высшего и среднего профессионального образования, представляет собой «форму независимой оценки уровня учебных достижений обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы (контрольные    учебных достижений обучающихся по освоению федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [2].

Результаты экзамена показывают, что сдать этот экзамен можно лишь в случае полного изучения всех тем, вошедших в кодификатор содержания.

Перечислим основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя при подготовке обучающихся к ЕГЭ по информатике.

Многие обучающиеся достаточно долго не могут определиться с выбором экзамена по причине поздней профориентации, а также поздней публикации вступительных испытаний вузами. Вследствие этого возникает проблема разноуровневой подготовки обучающихся.

Еще одной проблемой является повсеместное использование офисных технологий и Интернета, соответственно родители выпускников, направляя ребенка сдавать ЕГЭ по информатике, необъективно оценивают их уровень владения компьютерными технологиями и знания по информатике.

С 2009 года предмет «Информатика и ИКТ» нужно сдавать для поступления на многие физико-математические и технические специальности. Практика показывает, что слабо сформированные математические навыки, навыки рациональных вычислений и теоретико-множественные представления сказываются на результативности экзамена.

Существенной проблемой является недостаточное количество учебных часов на подготовку к итоговой аттестации по информатике и несоответствие учебных программ и школьных учебников содержанию ЕГЭ.

Знакомство с содержанием ЕГЭ за прошлые годы убеждает, что ни требования образовательного стандарта по информатике для основной школы, ни даже требования стандарта для полной средней школы базового уровня не соответствуют необходимому уровню подготовки обучающихся к ЕГЭ. Так как на базовом уровне практически не изучаются такие темы, как программирование и логика, то даже идеальному ученику получить больше 50 баллов проблематично.

Эта же проблема наблюдается и на профильном уровне. На практике учитель работает по определенным программам и учебникам. Возникает вопрос: УМК какого авторского коллектива выбрать для преподавания? Содержат ли современные учебники задания в формате ЕГЭ? Анализ содержания учебников различных авторских коллективов позволяет сделать вывод – ни один из учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников, не может являться основой для подготовки к ЕГЭ.

Возвращаясь к проблеме о нехватке учебных часов можно отметить, что большинство заданий в контрольно-измерительных тестах относятся не к базовому курсу школьной программы, а к углубленному.

Проблема отсутствия преемственности на различных ступенях образования является наиболее актуальной в подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ, решение которой видится в повышении уровня преподавания информатики в образовательных организациях, что целиком и полностью зависит от учителей. А без качественного и количественного анализа статистических данных по результатам ЕГЭ явно не обойтись. Повысить свою квалификацию можно на всевозможных курсах, семинарах, различных дистанционных курсах, форумах учителей, вебинарах.

В заключение следует отметить, что год от года результаты выполнения ЕГЭ по информатике и ИКТ экзаменуемыми средней и сильной групп подготовки растут. Это показывает, что хорошая подготовка к экзамену, тренировка в решении экзаменационных  заданий различных типов – верный путь к успеху.

В качестве ресурсов, которые полезно использовать при подготовке к ЕГЭ по информатике, укажем такие, как сайт К.Ю. Полякова  http://kpolyakov.narod.ru/, ресурс http://ege.yandex.ru/ (раздел  http://ege.yandex.ru/informatics/), cайт Федерального института педагогических измерений fipi.ru, учебник К.Ю.Полякова и Е.А. Еремина «Информатика» для 10 и 11 кл.[3]

Одним из важных направлений подготовки к ЕГЭ является обретение умений получать качественную и оперативную информацию, которую можно получить в кодификаторе и спецификации, Государственном образовательном стандарте.

Опираясь на опыт подготовки и проведения экзамена, можно выделить несколько направлений, которые в течение учебного года необходимо реализовать:

- изучение идеологии и нормативно-правовой базы единого государственного экзамена;

- изучение результатов прошлых лет;

- дополнительные занятия по наиболее сложным темам школьного курса информатики;

- подготовка по теоретическим вопросам и технологиям организации ЕГЭ [4].

Для разрешения этой проблемы авторами статьи разработаны программы элективного курса «Избранные задачи информатики» для учащихся 8-9, 10-11 классов, проведен вебинар «Научно-методическое сопровождение подготовки учителей информатики и ИКТ к проведению единого государственного экзамена в соответствии с актуальными проблемами  полученных результатов ЕГЭ в текущем году».

 

Литература

  1. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена  2007г.  в преподавании информатики в средней школе [Электронный ресурс]: единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Электронн.дан. - М., 2009-2012. – Режим доступа: http://window.edu.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  2. М.А. Ройтберг Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания информатики и икт  (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). Москва, 2013. – 9 с.
  3. Фрязинов А.В., Лебедева С.Ю.  Результаты единого государственного экзамена в Иркутской области. Иркутск, 2013 – 72-73с.
  4. Сайт К.Ю. Полякова [электронный ресурс] – Электрон. дан. – СПб. – Режим доступа: kpolyakov.narod.ru, свободный. — Загл. с экрана.

 

Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 688
Яндекс.Метрика