Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конкурсы » НПК 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Багдуева Ангелина Васильевна,  к.п.н., доцент,
 Хохлов Владислав Олегович, студент
направления «Информационные системы и технологии»,

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

Профессиональная готовность специалистов на современном этапе развития общества является одним из самых важных требований, предъявляемых к будущим специалистам и самому высшему учебному заведению. Современное информационное общество заинтересовано в подготовке компетентных, профессионально мобильных специалистов, способных в короткое время овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, быстро адаптировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменением содержания труда. Формирование этих качеств требует личностно- и компьютерно-ориентированных подходов. В настоящее время  ведутся активные поиски способов интенсификации и модернизации системы формирования профессиональной готовности специалистов с использованием информационных технологий.

Проблема формирования профессиональной готовности будущего специалиста многоаспектна и связана с необходимостью разрешения основных противоречий:

  • между необходимостью совершенствования подготовки специалиста в условиях информатизации образования и недостаточной разработанностью методического обеспечения этой подготовки;
  • между сложившейся системой профессиональной подготовки будущего специалиста в системе высшего образования и возросшими требованиями к уровню его подготовленности, а также недостаточным использованием возможностей информационных технологий для выполнения этих требований;
  • между необходимостью обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов и низким уровнем их компьютерной компетентности.

Данные противоречия определили проблему научного исследования статьи: каким должно быть научно-педагогическое, организационно-технологическое обеспечение процесса формирования профессиональной готовности будущих специалистов с использованием информационных технологий.

Профессиональной готовности специалистов, как интегративное понятие, основными компонентами которого являются психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы профессионального поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки, лежащие в основе профессиональной компетентности, обеспечивает специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере.

Профессиональная готовность специалиста представлена в виде трех интегративных составляющих: личностной, теоретической и технологической, которые находятся во взаимном проникновении. Они представляют сложное диалектическое целое – каждый из них необходим, а все вместе достаточны для того, чтобы студент был подготовленным к профессиональной деятельности.

Сущность профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях информатизации образования заключается в овладении методами решения квазипрофессиональных задач с помощью информационных технологий. Необходимо научить их творчески использовать информацию для принятия компетентных решений с учетом профессиональных, и не только, но и экологических, нравственных и эстетических аспектов в процессе своей профессиональной деятельности.

Мы придерживаемся, определения В.И. Андреева, который считает, что педагогические условия это обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. Опираясь на данное определение, мы сформулировали соответствующие педагогические условия использования информационных технологий в процессе формирования профессиональной готовности специалистов:

  • реализация научно-методического обеспечения структуры и содержания учебных и специальных курсов, как средства формирования профессиональной готовности будущих специалистов;
  • освоение будущими специалистами информационных технологий в процессе анализа и решения квазипрофессиональных ситуаций;
  • осознание необходимости компьютерной подготовки будущими специалистами для успешной профессиональной деятельности и готовность самостоятельно использовать информационные технологии при выполнении вычислений.

Из педагогических условий вытекли следующие критерии определения уровня профессиональной готовности будущих специалистов, формируемой у студентов вследствие использования информационных технологий в процессе обучения:

  • знание, умение использовать информационные технологии для решения профессиональных типовых и нетиповых задач;
  • точность и быстрота принятия решений в конкретной квазипрофессиональной ситуации с использованием информационных технологий;
  • готовность к оперативной смене направленности и мотивации профессиональной деятельности в зависимости от изменений квазипрофессиональной ситуации.

Теоретической основой для построения и реализации модели  формирования профессиональной готовности будущих специалистов, являются идеи, положения личностно-ориентированного, компьютерно-ориентированного подходов обучения:

  • признание уникальности личности студента как самоценной индивидуальности, обладающей собственной логикой развития;
  • направленность образования на самоактуализацию, саморазвитие и самореализацию студентов в учебно-профессиональной деятельности;
  • интеграция содержания информационных, общепрофессиональных и специальных знаний в профессиональном образовании студентов.

Структурными блоками данной модели являются следующие: целевой, диагностический, содержательный, технологический. Рассмотрим содержание каждого блока.

Целевой блок представляет собой систему целей, задач, комплексное решение которых способствует формированию профессиональной готовности будущих специалистов.

Содержательный блок определяется целевым. В содержание образования представлен педагогически адаптированный опыт человечества; опыт информационной деятельности; система вычислительных экономико-математических задач, имеющих многовариантный, альтернативный характер.

Технологический блок предполагает синтез методик, регламентирующих формы организации, методы, средства формирования у будущих специалистов профессиональной готовности.

Диагностический блок модели представляет собой некоторую совокупность методик, методов, способов диагностики уровня сформированности профессиональной готовности будущих специалистов с использованием информационных технологий.

Таким образом, выявленные педагогические условия использования информационных технологий в процессе формирования профессиональной готовности специалистов, критерии определения уровня профессиональной готовности и разработанная модель призваны сформировать у студентов профессиональную готовность, психологически грамотно ввести их в смысл, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности.

Литература

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). / В.П. Беспалько. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 352с.
  2. Бондаревская  Е.В. Теория и практика личносто-ориентированного образования: монография. /  Е.В. Бондаревская.  -  Ростов-на-Дону, 2000.
  3. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности./ В.И.Андреев – М.: «Прометей»,1981. – 240 с.
  4. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспектива./  В.С. Леднев. - М.: Высш. шк., 1991. – 223 с.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. -  М., 2000. — 272 с.
Категория: НПК 2014 | Добавил: irina-shir (20.04.2014)
Просмотров: 657
Яндекс.Метрика