Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

И  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Жучкова Марина Юрьевна, учитель черчения

и изобразительного искусства МБОУ «Лицей №1»,

г. Иркутск

 

Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают все возрастающую роль человеческого фактора. Это закономерно. Человек изменяет устройство общества в процессе практики; в условиях своего бытия он преобразует окружающую жизнь в соответствии с потребностями общества.

Одной из форм общественной направленности личности является интерес. Именно снижение познавательного интереса обучающихся является одной  из главных проблем современной школы. Условием же эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является заинтересованная собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация такой познавательной, творческой деятельности - вот важнейшая задача учителя.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волновало как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Как сказал А. Адамский «…Образование держится на трех китах   творчество, инновации и любовь к человеку» [2]. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.

В этом деле большую помощь оказывают такие предметы, как изобразительное искусство, технология и черчение. Это учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности. В.А. Гервер выделял  творчество как «мощный, малоразработанный пласт методики черчения, ее огромный резерв, к которому будут обращаться исследователи и практики, желающие сделать обучение более содержательным и интересным для учащихся» [1, с. 50].

Мой практический опыт преподавания показал, что успешность освоения программы намного повышается при использовании в процессе обучения таких форм деятельности, как деловые игры, практикумы, игровые ситуации и т.д., особенно с применением информационных технологий. Открывая перед учащимися пути получения знаний, обучая их различным способам добывания знаний и применения их в жизни, мы тем самым делаем  акцент на деятельностный аспект обучения (анализ, проектирование, рефлексия). 

 Я использую  творческую графическую деятельность учащихся при изучении всех разделов курса черчения, т.к. она обеспечивает применение всех знаний и тем самым завершает процесс их усвоения.

Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на уроках черчения является метод проектов. Суть этого метода – стимулирование  интереса ребят к предмету, к овладеванию углубленным, расширенным уровнем знаний. Целесообразность включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса черчения вижу в следующем:

·     оценка, выставляется не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение;  

·     появляется возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

·     работа учащихся становится увлекательной, познавательно мотивированной.

·     решается проблема разноуровневой подготовки учащихся. Каждый выбирает задание согласно своим возможностям, трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать у них основы информационной культуры. В результате такой самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению предмета. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая осмысление результатов деятельности.  

В проектной деятельности учащихся выделяют несколько этапов.
1) Организационный этап.

При выборе творческих проектов по черчению необходимо учитывать: 

1)   личные интересы учащихся,

 2) сложность и трудоёмкость материала,

 3) творческую самостоятельность

2) Конструкционный этап.

Это следующий этап, в процессе которого происходит поиск оптимального решения. Если это коллективный проект, то здесь выявляются как минимум три группы учащихся. Первая – это учащиеся, обладающие воображением («генераторы») и обладающие им, но имеющие аналитический склад ума («критики»). «Критики» помогут выбрать лучший вариант идеи из предложенных «генераторами» во время мозгового штурма. Самым пассивным можно поручить роль «экспертов», которые будут готовиться к проверке (контролю) технической документации проекта, то есть они должны выступить в роли знатоков ГОСТов и норм.

3) Технологический этап.

Основной целью его является создание реального графического объекта. При этом учащиеся обосновывают графические и технические решения.

4) Защита проекта

На заключительном, презентационном этапе происходит анализ выполненной работы, даётся её самооценка. Наиболее интересные, удачные разработки я помещаю на стенде.

Работая по авторской адаптационной программе Камозиной Н.В. «Инженерная графика на базе САПР КОМПАС-3D V9» по черчению для профильной школы, я применяю такие виды проектов, как:

·     разработка геометрического орнамента в САПр Компас-3D LT V12;

·     разработка кроссворда по теме и выполнение его средствами программы Microsoft Office Power Point;

·     изготовление наглядного материала, моделей деталей, геометрических тел; 

·     разработка методического материала по выбранной теме (подготовка и защита презентаций;

·     создание технического рисунка собственной детали на компьютере в САПр Компас - 3D LT V12;

·     реконструкция, преобразование или конструирование технических изделий (бумажный и электронный вариант);

·     создание и разработка изделия (сборочной единицы) и выполнение ее средствами САПр Компас - 3D LT V12;

·     выполнение проекта жилого помещения (строительный чертеж).

При такой организации проектной деятельности учащихся, где основную информацию к подготовке проекта они получают средствами компьютерных технологий, появляется возможность сформировать электронный банк проектов. Помимо того, что это позволяет оптимизировать дальнейшую проектную деятельность учащихся, также дает возможность использовать учителю продукт их труда в педагогической деятельности.  Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.

Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Так, техническое творчество нельзя представить в отрыве от дизайна, от проектирования и т.д. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения (и в черчении, и в технологии, и в изобразительном искусстве). Это и  чертежи, и эскизы и зарисовки, и технические рисунки, в основе которых заложены огромные потенциальные возможности для формирования творческих качеств личности.

Программа по изобразительному искусству страдает неполнотой продуманности, нечеткой последовательностью тем, отсутствием стройной системы. Поэтому в планировании уроков ИЗО я ввожу  коррективы с целью устранения этих недостатков. Развивая представление об истоках творчества художников, о природе и окружающей нас реальности, я подвожу детей к понятию фантазии ‒ этой прекрасной способности творить любого человека. Я хочу вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого всего лишь нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии.

По моим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в старшем возрасте число детей, рисующих  по собственному желанию, резко сокращается. К этому привела общая система традиционного обучения, сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Распространено мнение, что   «ИЗО – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», что он не влияет на переход ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз. Такое отношение передается и  ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником,  а значит, можно не очень стараться  и на уроке, и дома.

Решая проблему развития познавательной активности учащихся, среди многообразных методов обучения изобразительному искусству, я использую и метод проектов. Для развития фантазии предлагаю выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий:

·     город будущего (город-фантазия, коллективный проект) (8 кл.);

·     геометрические тела и фигуры в создании различных образов (человек, животное, город и т.д., творческий проект) (8 кл.);

·     портрет, составленный из 2-х изображений (полиграфического и художественного) (7-8 кл.);

·     мини сочинение «Если  бы герои картины заговорили..» (7 кл.);

·     составление кроссвордов по изобразительному искусству (7-8 кл.);

·     составление ребусов и шарад с применением изображений (7 кл.).

В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например совмещение различных художественных материалов, применение техники коллажирования. При этом учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач,  приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах. Развивая исследовательские умения, они  развивают и системное мышление, проявляют индивидуальные творческие способности.

Михаил Михайлович Бахтин пишет, что «личностное знание  - это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».

В результате использования проектной технологии в процессе преподавания можно сделать следующие выводы:

·     Необходимость применения данной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

·     Проектная методика находит все более широкое применение при обучении детей, в развитии их творческого потенциала.

·     Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы.

Это обусловлено тем, что проектная деятельность носит проблемный, исследовательский  характер, а также подразумевает перестроение отношений учитель-ученик в процессе мыслительной деятельности. По сравнению с традиционным  обучением, применением ИКТ в проектной деятельности  имеет видимые преимущества. Оно позволяет создать условия для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности. Теоретические знания и практические навыки по использованию ИКТ при подготовке и проведении уроков черчения и изобразительного искусства требуют знание программных и компьютерных средств, методик и дидактических приемов их использования в своем предмете.

Такие знания и навыки позволяют мне:

·     повысить интерес к предмету;

·     сделать урок современным;

·     создать возможность эмоционально и образно подать материал;

·     установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником  и учителем;

·     повысить свою профессиональную  педагогическую компетенцию.

В целом считаю, что проектная методика с применением информационных технологий является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, уровень их самостоятельности и толерантности, а также общее интеллектуальное развитие.  

 

Литература

1. Гервер В.А.. "Творчество на уроках черчения”, книга для учителя. Владос, Москва, 2001г.- 144 с.

1.   Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование- М.: 2003-№3.

2.   Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогических исследований: учеб.- метод. пособие. – Могилев: Могил. гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2001.

3.   Павлова М.Б., Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова «Метод проектов в технологическом образовании школьников» - М.: Вентана - Графф, 2003;

4.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2008

5.   Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] : официальный сайт ФГОС. – Электрон. дан. – М., 2009-2012. – Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. — Загл. с экрана.

6.   А. Адамский, программа «Треугольник» - 3 канал. Выпуск от 16 Декабря 2010. Интервью: Александр Адамский о состоянии российских школ. Программа «Диалоги». [Электронный ресурс] Режим доступа: psyjournals.ruАвторы32261.shtml, ограничен.

7.   http://www.it-n.ru/  Образовательный портал «Сеть творческих учителей»

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1561
Яндекс.Метрика