Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

Организация проектной деятельности с использованием ИКТ на уроках физики

 

Захарова О.В.,

учитель физики, МБОУ «Лицей №1»,

г. Иркутск

 

«Искать истину и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком её постигнуть, ни  полностью её заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина.»

                                     Аристотель

 

Физика не всегда является любимым предметом учащихся, поэтому одна из главных задач учителя вызвать интерес к изучению предмета. Учащиеся часто сталкиваются с такими явлениями, механизм протекания которых наглядно нельзя увидеть, следовательно, необходимо абстрактно мыслить. Важно сделать так, чтобы процесс обучения физики не превращался для учеников в скучное однообразное занятие, а стал для каждого познавательным и интересным. Наличие познавательных интересов у школьников способствует их активности на уроках, росту качества знаний, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

В настоящее время, можно повысить эффективность обучения за счет использования компьютеров на уроках физики. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того, компьютерные модели позволяют учителю организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности.

Компьютерная поддержка урока может быть разнообразной:

  Видео и анимационные фрагменты – демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений (их источниками могут служить всевозможные компьютерные программы по физике, сайты Internet).

  Материалы для тестового контроля.

  Комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов.

  Проведение компьютерных лабораторных работ.

  Использование в лабораторных работах встроенных математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчета погрешностей.

  Создание физических моделей технических устройств и процессов в специальных средах, развивающих интуитивное мышление.

  Включение в ход урока исторического и справочного материала.

  Наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, требующие поиск и преобразование информации.

  Анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления и систематизации изучаемого материала.

Физика – наука экспериментальная и развитие практического направления является одним из методов, позволяющим учащимся лучше понять изучаемые темы, а использование компьютерного моделирования для подготовки презентаций дает возможность формировать умения выполнять исследование с помощью компьютера.

Я считаю, что эффективным методом  приобретения навыков исследовательской деятельности является проектная деятельность. Проектное обучение делает востребованным и формирует обобщенные способы решения учебных задач, оно также ближе всего к специфике профессиональной деятельности в сфере познания физических закономерностей. Применение метода проектов позволяет проследить особенности формирования приемов продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д.

Проекты могут быть различными по своей типологии: информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми. Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках – мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной – самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, например  при изучении темы «Газовые законы». Однако, чаще темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Так, например, при изучении темы «Силы в природе» был  создан проект «О чем не думает горнолыжник?», который позволяет выяснить какое поведение спортсмена на трассе позволяют законы механики, для достижения наилучшего результата, или составляющие успеха скоростного спуска.

При изучении темы «Производство и передача электроэнергии» учащимися представлены следующие проекты: «Экологические аспекты физики», «Ископаемое топливо», «Нефтяная промышленность», «Глобальные следствия сжигания топлива», «Атомная энергия», «Приливные ресурсы», «Энергия ветра», «Солнечная энергия», «Выход за пределы Солнечной системы на парусе, сплетенном из нанотрубок», «Экономия энергии», «Природный газ», «Плазменные двигатели». В этих проектах рассматриваются различные виды топлива, их добыча и загрязнение окружающей среды отходами, использование энергии солнечного ветра для движения космических аппаратов.

При изучении темы «Электромагнитные явления» были созданы проекты: «Электрические явления в живой природе», «Передача электрической энергии без проводов», «Магнитное поле Земли», «Шаровая молния», «Трансформатор Тесла», «Источник бесперебойного питания».

При изучении темы «Биологическое действие радиации» учащиеся представили проекты: «Действие радиации на живые организмы», «Трагедия в Чернобыле».

При изучении темы «Интерференция в тонких пленках»: «Исследование свойств мыльного пузыря».

При изучении темы «Звуковые волны»: «Шумовое загрязнение окружающей среды».

При изучении темы «Строение вещества»: «Многоликая вода».

При изучении темы «Оптические явления»: «Оптические миражи», «Получение изображения в калейдоскопе».

Результаты работы над проектами были представлены на научно-практические конференции: «Эврика», «Шаг в будущее, Сибирь!», «Юность. Творчество. Поиск», «Человек и космос», «Мир физики», где получили высокую оценку жюри, а учащиеся стали победителями и призерами НПК.

Хотя метод проектов отнимает много времени на подготовительном этапе, но этот вид деятельности вызывает большой интерес у учащихся. Конечно, при использовании метода проектов большая ответственность возлагается на учителя, так как хотя предполагается, что учащиеся по предложенной ситуации должны сами сформулировать проблему, учитель должен спрогнозировать несколько возможных вариантов, должен определить учебные задачи, дать рекомендации где можно найти материал, спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов, отслеживать деятельность каждого ученика и в итоге оценить его работу.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 709
Яндекс.Метрика