Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНИКОВ

ГОРОДА БРАТСКА

 

Загвоздина Любовь Зиноновна, начальник отдела

информационно-консалтинговых и маркетинговых услуг

МАУ «Центр развития образования», г. Братск

 

Одной из задач модернизации российской системы общего образования является внедрение дистанционных образовательных технологий.

Это включает в себя следующее:

ü Дополнительное приобретение компьютеров. На сегодня количество компьютеров в большинстве регионов РФ оценивается как достаточное для внедрения дистанционного обучения.

ü Увеличение скорости Интернет-трафика. Интернет в школах есть, скорость его в разных регионах – различна, но, как правило, пропускной скорости Интернета достаточно для внедрения дистанционного образования (ДО).

Основная проблема заключается в эффективной организации ДО. Решением этой проблемы и занимается некоммерческое партнёрство (НП) «Телешкола» — компания-разработчик комплексной информационно-образовательной платформы "Интернет-школа «Просвещение»” для дистанционного обучения с использованием технологий дистанционного обучения и учебных электронных ресурсов для общеобразовательных учреждений.

НП «Телешкола»  позволяет развить единую информационно-образовательную среду, использовать единый образовательный контент, реализовать новые технологии, расширить возможности дополнительного образования как учащихся, так и учителей.

В НП «Телешкола» разработана Концепция ИКТ-насыщенной образовательной среды современной школы, осуществляющей обучение учащихся как на базовом, так и на профильном уровне. Главная цель НП «Телешкола» при реализации проектов в социально-образовательной сфере - интеграция и включение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества и предоставление им равных возможностей в получении образования.

В рамках проекта по модернизации региональной системы общего образования в 2012-2013 учебном году в Иркутской области организовано дистанционное обучение учащихся 1-11-х классов по всем предметным областям Базисного учебного плана в информационно-образовательной платформе для дистанционного обучения «Телешкола».

На платформе ресурса «Телешкола» размещены 206 учебных курсов по 15 предметам базисного учебного плана,  методические рекомендации и учебные курсы для преподавателей, элективные курсы, учебные материалы для учащихся 1-4 и 5-9 классов, материалы для проведения психолого – педагогических и логопедических консультаций для учащихся 1-4, 5-9 классов.

Образовательный ресурс для организации дистанционного обучения учащихся начальной и основной школы, представлен комплексом учебно-методических материалов (СУМ) построенный по принципу модульного обучения.

Для обучающихся на ступени основного (полного) образования 10 – 11 класс образовательный ресурс, представляет собой современный комплекс электронных учебных материалов, и состоит из:

ü    сетевых учебных курсов по предметам 10-11 классов (базового и профильного уровня);

ü    элективных курсов для профильной школы;

ü    комплекта материалов для подготовки к ЕГЭ: учебно-справочных пособий, ЕГЭ-тренажеров, ЕГЭ-симуляторов, интенсивного интеллектуального сетевого курса (ИИСК) подготовки к ЕГЭ по русскому языку;

ü    лабораторных практикумов по предметам естественно-научного цикла.

Ресурс «Телешкола» в городе Братске используют 812 учащихся и 115 педагогов. К ресурсу «Телешкола» подключены ОУ г. Братска: гимназия №1, лицей №1, лицей №2, лицей №3,МБОУ СОШ №5, 6, 8, 9, 14, 18, 20, 29, 35, 39, 40, 43, О(С)ОШ №1, О(С)ОШ №2.

Одним из основных результатов обучения и воспитания обучающихся, осваивающих образовательные программы технологий дистанционного обучения, является овладение компетенцией «уметь учиться», что в современных условиях означает:

ü осознавать необходимость обучения, понимать общественную значимость образования;

ü осознанно относиться к учебной деятельности;

ü формировать свой образовательный запрос;

ü планировать свою деятельность, уровень своих учебных достижений;

ü анализировать ход своего учебного процесса, находить способы оптимизации учебной деятельности;

ü владеть умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладать возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач;

ü владеть навыками саморегуляции и управления своей познавательной деятельностью в соответствии с поставленными задачами.

Технически "Телешкола" устроена очень просто, что тоже немаловажно. Теоретически, принять участие в проекте дистанционного обучения может любой школьник города, все, что для этого нужно – это и наличие доступа к сети Интернет.

Дистанционные уроки могут проходить в трех режимах: "онлайн", "оффлайн" и видеоконференция.

В рамках "онлайн-урока" учитель и ученик, находясь на расстоянии, обмениваются сообщениями, в реальном времени выполняя и проверяя задания.

В рамках "оффлайн-урока" школьник самостоятельно изучает предмет, а педагог после проверяет работу и выставляет оценки.

Видеоконференция – это компьютерная технология, которая позволяет и учителю, и ученику слышать друг друга, обмениваться информацией и совместно обрабатывать ее в режиме реального времени. Так, например, педагог может провести опрос тех ребят, которые учатся в режиме "онлайн" или "оффлайн", принять экзамен, объяснить новую тему или ответить на вопросы своих учеников.

На практике один из вариантов занятий выглядеть так: преподаватель из дома или из учебного класса подключается к серверу ИРО Иркутской области, где находится весь образовательный контент "Телешколы". А его ученики, в свою очередь, в заранее назначенное время дистанционного урока подключаются к нему из дома. Принцип общения напоминает обычный интернет-форум: создается новая тема для обсуждения, где учитель отмечает список заданий и рекомендаций. После этого ученики знакомятся с материалом, который хранится на этом же сервере, отвечают на контрольные вопросы.

Итоговая отметка, которую получает школьник по результатам учебного курса, складывается из двух составляющих: "онлайн-отметка", которую автоматически формирует система, и "оффлайн-отметка", которую ставят сетевые преподаватели.

Интерактивные тесты, заложенные в сетевых уроках и тренажерах по подготовке к ЕГЭ, и лабораторные работы система проверяет в онлайн-режиме, автоматически, поэтому свои оценки за них дети узнают сразу после выполнения. Остальные задания школьники отсылают учителю в отдельных файлах. Он, когда проверит их, ставит отметки в электронный журнал, а своим подопечным высылает комментарии.

Я считаю, что пока  говорить о каких-то конкретных результатах внедрения системы дистанционного образования, рано. Тем не менее, уже очевиден интерес к этому направлению – как со стороны детей, так и со стороны педагогов. Отталкиваясь от этого, его можно назвать перспективным.

В конечном итоге реализация мероприятий, предусмотренных в рамках проекта дистанционного обучения, позволит обеспечить:

ü увеличение спектра программ дистанционного обучения для детей и педагогических работников;

ü обеспечение доступности получения услуг дополнительного образования;

ü повышение качества дополнительного образования детей;

ü повышение информационной культуры участников проекта;

ü повышение уровня компетенции педагогов в области дистанционного обучения детей;

ü повышение уровня компетентностей обучающихся в соответствии с направленностями программ;

ü расширение категорий и увеличение числа обучающихся, охваченных дистанционной формой обучения.

 

Литература:

1.     Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. N 4452

2.     Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006.

3.     Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2004.

4.     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

5.     Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7 № 2

6.     Науменко Ю.В. Рекомендации по составлению комплексно-целевой программы «Здоровье»//Справочник заместителя директора школы. – 2010. №6.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 831
Яндекс.Метрика