Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ СПО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. ИРКУТСКА

 

Выборова Е.С., зам. по УВР МБОУ «СОШ № 39»,

Константинова Н.А., зам. по ИКТ МБОУ «СОШ № 27»,

Нефедьева Л.М., зам. по ИКТ МБОУ «Гимназия № 25»,

Онацкий А.Н., зам. по ИКТ МБОУ «СОШ № 14»,

г. Иркутск

 

Внедрение СПО в школах г. Иркутска началось в 2011 году. В период апробации существовали, в основном, три проблемы – технические, методические и психологические, хотя такое разделение достаточно условно.

В настоящее время СПО во многих школах г. Иркутска функционирует в штатном режиме. Анализируя опыт использования СПО в школе, можно выделить несколько проблем, без решения которых процесс информатизации школ с использованием СПО будет затруднительным. Основной проблемой на данном этапе являются технические трудности, на втором месте – методические. Психологические проблемы уже менее актуальны.

На текущий момент нет утвержденных операционных систем для пользования в образовательных учреждениях, т.е. отсутствует государственная политика по внедрению СПО. Наряду с дистрибутивами Школьного Линукса многие пользователи считают наиболее подходящим для использования в школах Ubuntu, Kubuntu, Edubuntu, Debian и т.п. Многие школы используют проприетарное и свободное ПО, органы управления образованием - только проприетарное ПО. Такое разнообразие создает трудности по совместимости данных, особенно при проведении олимпиад по программированию (возникают проблемы с компиляцией). С помощью офисного пакета OpenOffice.Org можно редактировать документы различных форматов, в том числе и MS Office. Документ, созданный, например, в текстовом редакторе MS Word можно редактировать в текстовом редакторе OpenOffice Writer, однако при этом возможно изменение форматирования текста, размера таблиц, полей и т.д.

Совместимость оборудования. В Linux настроить работу принтера, сканера, интерактивной доски достаточно сложно. Причина - отсутствие или «ущербность» драйверов. Как показывает практика, производители не очень хорошо поддерживают Linux.

В образовательных учреждениях отсутствуют квалифицированные кадры - IT-специалисты, инженеры и техники, работающие на постоянной основе. Учитель информатики не всегда имеет достаточный уровень квалификации для настройки оборудования и программ, а количество техники, сложность конфигурации сети и разнообразие используемых программ (особенно в бухгалтерии) постоянно увеличивается. Сложным является и администрирование сети и основных сервисов на Linux-сервере, что не лучшим образом отражается на создании в школе единого образовательного пространства.

Более широкое использование СПО тормозит и отсутствие современных учебников.

Следующая проблема заключается в том, что далеко не все обучающие программы запустятся под Linux. Но есть и определённый прогресс — начиная с 2009 года все обучающие программы, которые проходят сертификацию, обязаны работать под любой операционной системой. Более того, на многих сайтах выкладываются в свободный доступ учебные программы по различным предметам, сделанные под разные операционные системы.

К настоящему времени учителями информатики созданы и утверждены несколько адаптационных программ по использованию СПО, а также методические и учебные пособия и достаточно большой дидактический и методический материал. Одним из вариантов решения методических проблем, когда каждый учитель сталкивается с массой материала, который необходимо переосмыслить и переработать, является создание межшкольных проектов. В сети уже существуют несколько подобных проектов, в 2011 году нами был предложен проект для города и области «Открытый код». Главная идея проекта «Открытый код» - объединить усилия сообщества учителей информатики для создания единой базы методических разработок по курсу «Информационно-коммуникационные технологии», сделать ее доступной для всех учителей, дать им возможность использования этих материалов для проведения занятий на достаточном методическом уровне, что автоматически снимет психологический блок на использования СПО.

На сегодняшний день прошли уже три конкурса «Открытый источник». Если на первый было прислано около 60 работ, из которых лишь 18 соответствовали требованию – использование СПО, во втором конкурсе участвовали 76 работ, из них 28 - с использованием свободного программного обеспечения. В 2013 году на конкурс поступило 150 разработок, около половины соответствуют требованиям.

При этом учителя искренне не могут понять – почему их разработка не рассматривалась, ведь все «свободно» используют Windows. Это говорит о слабой правовой грамотности педагогов в части соблюдения авторских прав, но это скорее проблема не только образования, а всего российского общества в целом. В части же технического исполнения конкурсных работ, прежде всего, необходимо отметить следующие «негативные» факторы:

·     использование разработок для Windows «напрямую», т.е. педагоги пересохраняют свою работу в формате СПО, не удосуживаясь посмотреть ее в редакторе. Между тем подобное межпрограммное сохранение вызывает сбои в оформлении (размер и начертание текста, расположение блоков на слайде или в тесте), которые могут не только понизить впечатление от работы, но и привести к курьезам, когда текст попросту не виден, а изображения смещаются за край слайда.

·     отсутствие структурированности информации. Зачастую тексты вставляются на слайд из первоисточника, весьма впечатляющим «куском» без исправления шрифта, с сохранением внешних гиперссылки. В результате текст становится нечитаемым. Эта проблема не нова и актуальна для всех разработок, независимо от платформы.

·     отсутствие пояснения. Сама по себе презентация не информативна, она должна сопровождаться текстом с пояснением, а вырванная из контекста урока она многое теряет.

·     есть разработки, рассчитанные на работу обучающихся с учебником без использования какого-либо программного обеспечения, и разработки, цель создания и использования на уроке или внеклассном мероприятии не ясна.

·     Часто присылают работы, формат которых не распознается.

Возникают проблемы и при параллельном использовании операционных систем. В МБОУ СОШ № 27 города Иркутска установлены операционные системы Windows и Linux в дистрибутивах Ubuntu и ALT.

Первые проблемы возникают при загрузке операционной системы, когда необходимо выбрать ОС. Первоначально педагоги и обучающиеся начинали паниковать при появлении нестандартной заставки, затем стали сознательно выбирать новую систему и активно экспериментировать. В итоге пользователи пришли к заключению, что операционные системы во многом схожи, и это поднимало их самооценку собственных возможностей. Включение в образовательных процесс свободно распространяемых программ, в частности графических, также позволил найти «точку опоры сознания» в новой среде. Особенно понравились всем участникам образовательного процесса программы, загружаемые в версию ОС Ubuntu для образовательных учреждений (Edubuntu). Это вносило разнообразие в выполняемые задания и стимулировало интерес обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности.

Основные трудности при параллельном использовании операционных систем возникают при изучении офисного пакета программ. Интуитивно пользователи ищут знакомые иконки и ждут выверенных реакций на привычные комбинации клавиш, что не всегда возможно в свободно распространяемых офисах. Это приводит к закономерным разочарованиям и, порой, к бурным реакциям. Интерфейс большей части свободно распространяемых офисов подобен MS Office 2003, в то время как версии 2007 и выше имеют принципиально иную систему организации панелей инструментов. Это приводит к ошибочному восприятию программ и, часто, к их отрицанию.

Но кроме негативных есть еще и позитивные моменты:

1.  При работе в ОС Windows приходится постоянно вести борьбу с вирусами. Антивирусное ПО не дает полной гарантии безопасности и значительно снижает производительность системы. В ОС Linux подобных проблем нет, притом, что значительное время выделяется для работы в сети Интернет.

2.  В соответствии с политикой производителей коммерческого программного обеспечения для Windows при переходе, например, от MS Office 2003 к MS Office 2010 меняется не только интерфейс программ, но и формат файлов. В результате возникают проблемы совместимости и необходимость покупки новых версий. Политика разработчиков приложений для ОС Linux направлена на постоянное улучшение и добавление новых функций.

3.  Система жесткого разделения прав обычного пользователя и администратора не допускает действий, которые могут привести к краху системы (что весьма актуально при работе пользователей - новичков);

4.  СПО можно рассматривать как средство повышения мотивации учащихся при изучении информатики: с Windows они более-менее знакомы, Linux и СПО для них ново и не изведано.

5.  Учитель должен учить обучающихся не работе в ОС Windows и MS Office, а работе с операционной системой и разными приложениями. Позитивным моментом при этом является то, что, в данной ситуации ученики обретают возможность свободно ориентироваться в информационном пространстве, технологиях базирующихся на разных платформах, обретая подлинную ИКТ-компетентность.

Вывод: в настоящий момент СПО не позволяет решить всего спектра проблем, связанных с управлением учреждением и образовательным процессом, но эти проблемы постепенно решаются, разрабатываются аналоговые программы, замещающие лицензионные. Таким образом, верная стратегия – это параллельное движение с уменьшением доли лицензионного программного обеспечения и увеличения доли свободного программного обеспечения. Легализация программного обеспечения в образовательных учреждениях является существенным фактором в формировании молодого поколения граждан «информационного общества».

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 693
Яндекс.Метрика