Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Васкевич Татьяна Анатольевна,

учитель географии МБОУ «СОШ № 15»,

г. Иркутск

 

Государственно-политические и социально-экономические преобразования последних лет оказали существенное влияние на российское образование. Школа меняется, модернизируется и развивается. Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.

Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что обучающийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у школьника имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Одним из способов решения таких методических проблем являются ИКТ.

При изучении географии можно выделить три основных направления использования ИКТ: во-первых, непосредственное применение ИКТ в учебном процессе; во-вторых, использование ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся по географии вне школьных занятий; в-третьих, применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала, который продолжает увеличиваться с каждым годом. Предмет содержит в себе очень много фактического материала и  статистических данных, обновляемых ежегодно. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии  в силу их удаленности, больших или малых размеров, уникальности, не может наблюдаться школьниками, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения. Компактность хранения информации позволяет разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Учитель, применяющий новые информационные технологии, имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным, динамичным.

Компьютерные технологии – мощное средство обучения, которое способно значительно повысить познавательную активность школьников  и эффективность обучения за счёт изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов.  Использование их в образовательном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения общеучебных знаний и ключевых компетенций, приобщает обучающихся к современным приёмам работы с информацией. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, их личностных качеств; формированию познавательных способностей, целостной картины мира; стремлению к самосовершенствованию. Использование информационной технологии также позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала обучающимися, что весьма существенно в процессе обучения.

Использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки, анимированные иллюстрации, видеозаписи и т.д.) способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе – географических понятий.

В арсенале современного учителя географии находятся ключевые мультимедийные средства обучения, являющиеся основой для организации деятельности обучающихся на уроках с различными источниками географической информации: образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии1С; серия «Уроки Кирилла и Мефодия»; материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР); мультимедийные картографические наглядные пособия издательств «Дрофа» и «Просвещение»; географические ресурсы в сети Интернет. В нашей школе сформирована  медиатека, в которую включены  более 25 дисков по  географии.

Но не всегда в энциклопедиях, электронных справочниках  и учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит определенному классу. Тогда приходится создавать и использовать собственные образовательные ресурсы в виде  раздаточного материала, создания электронного теста, мультимедийной учебной презентации, видеопрограммы, буклета и т.п.

Внедрение и использование мультимедиа-технологий в преподавании выявило ряд положительных сторон. Например, применение проектора позволило в ходе урока наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного продукта, сэкономить время, повысить плотность урока.  В своей работе использую и слайд-презентации, созданные учениками. Индивидуальная работа по созданию презентаций учениками под моим руководством начинается  в 6 классе. Опираясь на  памятки по созданию презентации, шестиклассники способны найти в Интернете (дома или в школьной библиотеке) нужные текстовые и графические материалы в соответствии с изучаемой темой урока. Кроме информации, для демонстрации в презентации могут быть внесены динамические картинки, которые помогают понять суть явления или процесса, а также фильмы, демонстрирующие необходимые явления. Обучающиеся старших классов, применяя метод проектов, самостоятельно готовят презентации по различным темам. Наиболее удачные обсуждаем на уроках.

С каждым годом желающих создать свою презентацию,  буклет, визитную карточку и т.п. и продемонстрировать их на уроках географии становится все больше. Тогда приходится решать задачу – найти место в учебном процессе сделать это. Иногда творчески выполненные электронные продукты школьников удачно можно «встроить» на уроках изучения нового материала, обобщения знаний по теме или внеклассных мероприятиях по предмету. Очень важно чтобы каждая творческая работа ребенка получила оценку учителя, отметив «плюсы» и «минусы».

В своей практике на уроках широко использую новый тип интерактивных средств обучения геогра­фии – интерактивные карты. На интерактивной доске можно делать рисунки, наносить надписи, совмещать различные карты, что помогает выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют использовать их во всех учебных курсах, активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке и применять разные формы и методические приёмы работы с географической картой.

Применение ИКТ открывает новые возможности для проведения игр, соревнований, викторин, так как может динамично менять задание.

Интернет является превосходным средством для получения дополнительной информации, например, об уникальных объектах природы или  о последних событиях в мире. Особенно часто приходиться обращаться школьникам  профильного социально-экономического класса на сайты, указанные в учебнике, для получения дополнительной современной информации при подготовке к уроку.

ИКТ в образовательном процессе дает обучающимся многое:    1) способствуют формированию устойчивого познавательного интереса к географии; 2) облегчают выполнение самостоятельной работы, связанной со свободным поиском данных из различных источников; 3) формируют навыки и умения анализировать информацию и представлять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графиков, видеоматериала; 4) обеспечивают учебный диалог с помощью телекоммуникационных технологий; 5) способствуют формированию различных приемов логического мышления: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, группировки; 6) создают динамические картографические образы, тем самым облегчают усвоение учебного материала; 7) представляют новые возможности для развития творческих способностей; 8) упрощают усвоение географических терминов;       9) дают возможность оперировать большими объемами географической информации; 10) дают возможность неограниченного количества обращений к заданиям; 11) открывают возможность немедленной обратной связи с учителем.

                                                  

Литература

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт ФГОС. – Электрон.дан.- М.. 2009-2013. – Режим доступа: http://standart.edu.ru. Свободный. – Загл.с экрана.

2.     Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология.  М., Просвещение, 2010. – 186с.

3.     Компьютеризация учебного процесса. Межвуз. Сб. науч. Тр. /Под ред. проф. В.Н Врагова. — Новосибирск, 2009. – 181с.

4.     Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический  журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004. – 48с.

5.     Полад Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образо­вания. — М. Академия, 2009. – 224с.

6.     Смирнова Н.В.. Социокультурная динамика образовательного процесса. Оренбург. 2010. – 113с.

7.     А.В. Хуторской.  Технология проектирования ключевых и предметных компетенций/ Интернет-журнал «Эйдос», http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. 2009.

8.     Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования, – М.: Педагогическое общество России, 2010. -153с.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 761
Яндекс.Метрика