Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Усенко Татьяна Константиновна, воспитатель

МБДОУ д/с №40 «Сороконожка», г. Усть-Илимск

 

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение  следующих задач: сенсорное развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Как известно, дошкольники отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнать новое, узнать непонятное, о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Для старшего дошкольника характерна активная умственная переработка впечатлений. Очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности. 

Исходя из этого, необходимо сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Достижению данной цели подчинены следующие задачи: воспитывать различным способам познания; формировать элементарные представления об окружающем мире; развивать познавательную активность дошкольников.

Огромную роль в решении таких задач могут играть электронные пособия с мультимедийными возможностями современных компьютеров. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом почти в каждой семье, его используют не только взрослые, но и дети. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства средством развития и обучения. Наука утверждает, что основную часть информации человек получает за счет органов зрения, до 80% от общего объема. На втором месте находятся органы слуха, они обеспечивают около 15% информационного потока. Именно на эти органы чувств и воздействуют мультимедийные технологии.

Презентация (от лат. praesentatio) – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации. Понятие создание презентаций может включать в себя  компьютерную анимацию, графику, видео, музыку и звуковой ряд, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру организованную для удобного восприятия информации.  Программа Microsoft PowerPoint из пакета Microsoft Office, это удобный и результативный способ предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают. Программа позволяет создать анимированную презентацию и включить в нее картинки, фотографии, видеоклипы, звук, мультипликационные спецэффекты, что значительно улучшает восприятие информации. Показ презентации можно сравнить с показом красивой детской книги, где на всех страницах большая яркая картинка с подписью. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». 

Информационные компьютерные технологии с их огромными универсальными возможностями и побудило к созданию электронных пособий для детей старшего дошкольного возраста. По сути, речь идёт об развивающих и познавательных пособиях, которые бы,  повышали мотивацию детей как к процессу приобретения знаний, умений и навыков. Таким образом, электронные пособия должны быть игрового, познавательно-развивающего характера, хорошо оформленные графически, с хорошим звуковым оформлением, но с достаточно простым сюжетом (удовлетворяющим морально-эстетическим требованиям) простым игровым процессом, управлением и, что определяется санитарными нормами, небольшие по длительности.

Прежде, чем начинать создание мультимедийной презентации для дошкольников желательно:

·  добиться полного понимания того, о чем собираетесь рассказывать и показать, разработать сценарий, структуру изложения материала;

·  определить цель, время и место использования данного пособия;

·  отобрать и обработать информативный и тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности (он должен быть научным, доступным для понимания детьми, лаконичным и выразительным);

·  продумать простое композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное цветовое решение, расположение иллюстративного и текстового материалов);

·  в презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации;

·  дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только, с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.

Создавать электронные  обучающие презентации, аудио и видеотеки,  и многое другое, раскрыло все преимущества электронных источников знаний.

Эти преимущества заключаются, прежде всего:

- в удобстве пользования и  хранения информации,

- в насыщенности  мультимедийными эффектами.

Все эти факторы позволяют создать на базе ДОУ «Библиотеку электронных пособий», в которой педагоги  могут найти много полезной, нужной и наглядной информации для занятий с детьми, причем пособия  можно классифицировать по категориям. Например:

Природа:

1.      «Времена года»;

2.     «Живая неживая природа»

3.     «Природа и неприрода»;

4.     «Овощи, фрукты»;

5.     «Что в лукошке?» (грибы);

6.     «Ягодная поляна»

7.     «Растения»;

Животный мир:

1.  «Кто мороза не боится» (животные Арктики);

2.  «Нам жарко солнышко светило» (животные жарких стран);

3.  «Ферма» (домашние животные) и др.

ОБЖ:

1.  «Дорожная безопасность»;

2.  «Пожарная безопасность».

Ребенок, не владеющий чтением и письмом, легко усваивает образный тип информации. Звук и анимация привлекают внимание ребенка и надолго остаются в его образах. ИКТ позволяет сделать мероприятия, насыщенным и занимательным.

Включение в познавательную презентацию заданий, викторин, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей сведения, закрепить и обобщить полученные в ходе просмотра пособия. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения.

В качестве примера можно взять презентацию «Нам жарко солнышко светило». В процессе просмотра пособия дети  приобретают, сведения о многообразии  животного мира жарких стран. Узнают повадки, условия проживания, характерные особенности животных. Слушают звуки разных животных. В презентацию можно включить словесные игры, например: «Кто у кого?» (у львицы – львенок; у тигрицы – тигрёнок и т.п.). Или дидактическую игру: «Составь слово» (у жирафа длинная шея, и жираф какой? длинношеий). Можно использовать загадки про животных. Для воспитания у детей безопасного поведения на улице можно использовать  в презентации различные проблемные ситуации. Чтобы их разрешить детям необходимо проанализировать условия, т.е. понять, что мешает достижению цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.  Как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. В презентации можно показать в динамике кто кем станет? (Чем станет), Кем было? (Чем было). Например: Чем был компот из яблок?; Чем будет зернышко от яблока?; Чем будет хлопок, который растет в поле? Чем был велосипед? И т.д. Динамическая цепочка помогает ребятам узнавать окружающий мир во всём его взаимодействии и взаимозависимости

Преимущество собственных разработок таких пособий в том, что их можно включать  в любой этап мероприятия, например: при объяснении нового, повторении или закреплении материала.

Презентации можно использовать для индивидуальных мероприятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Презентации содержат в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, что вызывает интерес у дошкольников к учебному процессу и создает положительные эмоции. Они не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей, развивает воображение,  помогают классифицировать и объединить по типу и виду предметы, окружающий мир. У ребенка формируется неделимый взгляд о мире.

Отмечу следующие преимущества мультимедийных презентаций:

·     легко использовать для демонстрации;

·     использование различных мультимедийных технологий оживит любой материал и упрощает восприятие презентации;

·     динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов;

·     созданная презентация к определённому событию, позволит быстро ознакомиться с наиболее важной информацией.

·     разработанные презентации можно использоваться как иллюстрирующий материал.

У старших дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому очень важно применять как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности.

Электронные пособия с использованием различных мультимедийных технологий являются одним из самых эффективных инструментов в усвоении новых представлений и формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей, улучшает активность каждого ребенка и тем самым повышает интерес к познанию.

 

Литература

1.   Безека С.В. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию. Создание презентаций в PowerPoint 2007. Владимир, 2008.

2.   Вашкевич Э.В. Видеосамоучитель. PowerPoint 2007. Эффективные презентации на компьютере СПб., 2008.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1135
Яндекс.Метрика