Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ПЯТОГО КЛАССА

 

Трусова Наталья Петровна,

учитель информатики МБОУ «Усть-Ордынская СОШ №1 им. В.Б. Борсоева», п. Усть-Ордынский, Иркутская область

 

Учащиеся 5-х классов – учащиеся младшего подросткового возраста, и это период, когда они перешли в основную школу. «Проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной школы в основную школу признается сегодня особо актуальной» [1]. Уроки информатики в нашей школе ведутся со 2-го класса и мне, как учителю приходиться изучать новые требования Стандарта образования, и уже думать, как реализовать их уже в пятом классе. В начальной школе я работала по УМК Н.В. Матвеевой, дополнительно по рабочей тетради А.В. Хуторского и Г.А. Андриановой, что позволило с начального класса формировать ключевые компетенции через:

·     уроки разных типов: эвристические, личностно-ориентированные, метапредметные, с применением ИКТ.

·     внеклассную работу: дистанционные эвристические олимпиады, выполнение и защита творческих работ

«В основу курса информатики в начальной школе нами положен личностно-ориентированный деятельностный подход к обучению, направленный на формирование у младших школьников начального уровня владения информационной и коммуникационной компетенциями» [2].

Что относится к коммуникационным компетенциям:

·     учащиеся умеют представить себя устно и письменно как на уроке, так и на форумах Центра дистанционного образования «Эйдос»  http://eidos.borda.ru;

·     владеют способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, участвуя в сетевых проектах на сайте http://nachalka.com;

·     владеют способами совместной деятельности в группах;

Что относится к информационным компетенциям:

·     владеют навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернетом;

·     самостоятельно ищут, отбирать необходимую для решения учебных задач информацию? Например, для составления облака слов, кроссвордов;

·     учатся овладевать навыками использования информационных устройств, таких как компьютер, принтер;

·     учатся применять для решения учебных задач информационные и коммуникационные технологии: компьютерные программы, в том числе текстовые и графические редакторы, электронную почту, Интернет.

У пятиклассников в этом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, чувство взрослости, происходит возникновение и развитие самосознания (по Д.Б. Эльконину, Л.С. Выговскому), поэтому это надо учитывать при организации форм и методов с точки зрения деятельностного подхода. Компетенция – понятие более обобщенное, а вот конкретизировать ее содержание можно как раз через комбинацию различных универсальных учебных действий. Со списком УУД для основной школы можно познакомиться в Примерной образовательной программе образовательного учреждения [3, с. 22-26] и в Программе формирования универсальных учебных действий [5].

«В связи с тем, что образовательный стандарт законодательно устанавливает требования к уровню подготовки выпускников каждой из трех ступеней обучения – начальной, основной, средней (полной) школы. Данные требования задают базовую часть для организации диагностики, контроля и оценки результатов обучения» [4].


 

Диагностику развития личных качеств подведу, используя данную таблицу.




Диагоностику развития эвристических качеств в составе мотивации провожу по каждой изученной главе отдельно (три урока 5.03, 12.03, 19.03).

Подведя итоги, нужно отметить, что на уроках учащиеся учатся ставить цели, планировать, и организовывать свою познавательную и творческую деятельность, работать учащиеся могут как индивидуально, так и в группе, тем самым формируя универсальные учебные действия. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, и дальнейшего их обучения в пятом классе является ориентировка на информационно-коммуникационные технологии и в умении их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования ИКТ-компетентности.

 

Литература

1.     Фрагменты из ФГОС ООО (5)

2.     А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова «Информатика и ИКТ в начальной школе. Методическое пособие

3.     Примерная образовательная программа образовательного учреждения

4.     А.В. Хуторской, статья «Основные понятия диагностики и контроля образовательных результатов»

5.     Программа формирования учебных действий Г.А. Асмолов

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 922
Яндекс.Метрика