Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 

Трофимова Вера Владимировна,

учитель информатики МОБУ «СОШ №3»,

 р.п. Октябрьский Чунского района, Иркутская область

 

Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться»: вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, что обеспечивало бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС нового поколения выдвигает требования по формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Формирование у учащихся ведущих метапредметных компетенций является одним из главных требований к результатам обучения, определенным Концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Новизна решения данной проблемы, заключается в том, чтобы использовать информатику и ИКТ как метапредмет.

Для достижения поставленной  цели необходимо выполнить  следующие задачи:

·     сформировать убеждение в связности предметов школьного цикла;

·     повысить познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам;

·     приобщить школьников к научно-исследовательской деятельности;

·     развивать у школьников  креативное мышление,

·     формировать операционное мышление, направленного на выбор оптимального решения.

Учителя информатики смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Если мы хотим, чтобы наше образование было конкурентоспособным, то мы, безусловно, должны осваивать пространство компьютерных технологий. Компьютер дает много преимуществ, начиная от графики и заканчивая бездонным хранилищем информации. Важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей умению работать с информацией, обучение способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение тех задач, которые ставятся в процессе образования. Но, в то же время, нужно понимать, что информатизация направлена на развитие мышления ребенка, а не просто умение использовать информационные технологии. На уроках информатики формируется системный подход к восприятию окружающего нас мира, а не разрозненные сведения из какой-нибудь области.

В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» метапредметные компетенции эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Для учителя самым ценным при решении задачи освоения программного материала является не просто давать детям новую учебную информацию, а вместе с ними искать способы добывания знаний. Разные знания нельзя добывать одним способом, следовательно, не может быть одного метода, одной универсальной методики. Метод должен меняться на каждом уроке, каждому конкретному ученику подходит свой, - значит, надо комбинировать, интегрировать, экспериментировать и совершенствовать.

Подобрав правильно тип исследования или проекта, учитель управляет активностью учащегося на протяжении всего периода работы, формируя у него необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности. Работа над проектом – достаточно сложный труд, требующий систематических усилий от исполнителя. Технологический компонент информатики в ходе выполнения проектной работы нацеливает исследовательскую деятельность учащихся на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Предусматривает использование следующего программного обеспечения: приложения PowerPoint для мультимедийного проекта, возможности текстового процессора Microsoft Word для письменного отчёта с графическим оформлением, приложение Microsoft Office Publisher для создания презентационного буклета, программы Windows Movie Maker с элементами записи, монтажа файлов мультимедиа на компьютере и с последующим сохранением в виде фильма, Web-редакторов. При этом ребёнок лучше узнаёт компьютерную технику, осваивает её и умеет применять простые «рабочие» навыки на практике: управлять персональным компьютером, быстро создавать и оформлять текстовые документы, пользоваться ксероксом, сканером, принтером, электронной почтой, использовать возможности Интернета, фотографировать и обрабатывать снимки, редактировать и форматировать любые тексты, создавать звуковые файлы.  Самый главный итог – учащиеся,  работая над проектом, могут получать информацию, общаются, совершенствуют свои знания, чувствуя себя увереннее в современном информационном обществе.

Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у обучающихся  регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Кроме использования проектно-исследовательской деятельности не менее эффективно метапредметные компетенции развиваются и при  проведении и организации интегрированных уроков, и при организации самостоятельной работы на уроках информатики, а также при организации проблемного обучения. В настоящее время я работаю над освоением технологии ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности). Педагогическая технология ИСУД позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку в обучении, наблюдать за его развитием, отслеживать динамику результатов учебного процесса. Использование данной технологии влечет за собой возможность создания гибкой, многоуровневой и разветвленной структуры управления учебно-познавательной деятельности учащихся. Первоначально мною совместно с психологом школы  была проведена диагностика параметров индивидуального стиля учебной деятельности и составлены матрицы параметров учебного успеха каждого ученика (характеристика его индивидуального стиля учебной деятельности – ИСУД). Сейчас я работаю над  картотекой приемов, форм и видов учебной деятельности для успеха ученика. На основе картотеки  будет составлена матрица дидактического потенциала приемов, форм и видов учебной деятельности ученика на уроках информатики. На основе составленных матриц параметров учебного успеха ученика и опираясь на составленную картотеку удобно подбирать соответствующие задания, направленные на развитие того или иного УУД применимо к каждому конкретному ученику в классе.  Применение технологии ИСУД на уроках позволяет формировать все виды УУД: регулятивные (умение планировать, навык самоконтроля, навык смыслового чтения), познавательные (анализ, синтез, умение сравнивать, умение выделять главное и существенное) и коммуникативные (навык активного слушания, владение устной речью, умение рассуждать, доказывать).

В  заключение отмечу, что мы не можем ответить на вопрос «Чему учить сегодняшних школьников, чтобы знаний им хватило на всю оставшуюся жизнь?» Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям – это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.

 

Литература

1.       Аглоткова Н.Н. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики как средства формирования универсальных учебных действий. – Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании». Чебоксары, 15 апреля - 19 мая 2012 года.

2.       А. В. Пантелеймонова, Е. Е. Усачёва. Формирование  метапредметных умений учащихся на уроке информатики. Журнал «Всё для учителя информатики» №2(26), 2013 г., Издательский дом «Основа», с.2-7.

3.       Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал «Эйдос»,2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/.

4.       Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] : официальный сайт ФГОС. – Электрон. дан. – М., 2009-2012. – Режим доступа:http://standart.edu.ru, свободный. — Загл. с экрана.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 972
Яндекс.Метрика