Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

РАЗДЕЛА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

САЙТА-ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

 

Широкова Ирина Эдуардовна, ст. преподаватель

кафедры информатики и ИКТ ОГАОУ ДПО «ИИПКРО»,

г. Иркутск

 

Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.

Портфолио в переводе с итальянского означает "папка с документами”, "папка специалиста”.

Портфолио педагога – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок различных аспектов педагогической деятельности.

Сайт-портфолио педагога – это современная форма представления педагогического опыта, которая имеет преимущества перед обычной, «бумажной» формой. На сайте можно разместить большее количество материалов, которые посетитель по своему желанию сможет просмотреть  или пропустить. Структура  портфолио может быть нелинейной,  что дает возможность просматривать разделы в произвольном порядке и легко возвращаться к ранее посещенным страницам.

В сети Интернет можно найти достаточно большое количество материалов, боле или менее подробно описывающих различные виды портфолио, его примерную структуру, шаблоны для оформления в электронном виде.

Однако большинство ресурсов ограничивается только перечислением формальных требований к содержанию и оформлению портфолио, и не дает ответов на возникающие у педагогов вопросы.

Существует множество подходов к распределению по  разделам информации о различных аспектах педагогического труда, которые отражены в различных вариантах структуры портфолио.

Сегодня я хочу остановиться на пункте, который обязательно присутствует во всех структурах портфолио педагога – «Методические разработки». Этот пункт может входить в разные разделы, например, «Методическая работа», «Творческое досье», «Самообразование», «Распространение и обобщение собственного педагогического опыта»  и т.д.

Приступая к заполнению портфолио, нужно четко разделить методические разработки и дидактические материалы. Многие педагоги не понимают разницы между этими видами материалов, между тем она весьма существенна.

Методическая разработка – это продукт, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, воспитательному мероприятию. Методическая разработка (урок или внеклассное мероприятие) должна отвечать следующим требованиям:

·     содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения;

·     авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе;

·     материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;

·     язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным;

·     ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения;

·     содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

·     Приложения должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Электронные приложения необходимо корректно записать на диск.

·     Обязательны ссылки на использованную литературу. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Структура методической разработки:

1. Титульный лист с указанием названия, темы методической работки, информации об авторе.

2. Оглавление (указываются разделы методической разработки, номера страниц).

3. Введение – раскрывается проблема, которой посвящается методическая разработка, обосновывается актуальность темы, определяются особенности содержания.

4. Основная часть.

4.1. Описание  методической разработки урока:

·       цели урока;

·       план урока (с указанием форм, методов, используемых педагогических технологий, межпредметных  и метапредметных связей, требований к знаниям учащихся по итогам урока);

·       методические рекомендации по подготовке и проведению урока;

·       материально-техническое обеспечение содержания урока.

4.2. Описание методической разработки внеклассного мероприятия:

·       цели мероприятия;

·       сценарий воспитательного мероприятия;

·       методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного мероприятия для педагогов и детей;

·       требования к месту проведения мероприятия;

·       материально-техническое обеспечение мероприятия. 

5. Заключение.

6. Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

Дидактический материал - особый тип НАГЛЯДНОГО учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., РАЗДАВАЕМЫЕ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. (Педагогический словарь Т.1 Изд-во АПН, М., 1960. с.335 (Статья «Дидактический материал))

 В начальных классах используется на уроках русского языка и арифметики. Например, на занятиях по русскому языку учащимся предлагается составить предложение из написанных на карточках отдельных слов (т.н. деформированного текста); вписать в слова пропущенные буквы и слоги; подобрать к рисункам названия или к названиям предметов найти на карте соответствующие рисунки; отобрать слова, обозначающие члены предложения (подлежащее, сказуемое, обстоятельство), части речи (имя существительное, прилагательное, глагол и др.).

С помощью раздаточного дидактического материала по арифметике учащимися выполняется упражнение на сложение, вычитание, умножение и деление чисел, обозначенных цифрами или выраженных в форме рисунков предметов в различных количественных вариантах. Употребляется также и объёмный раздаточный материал (счётный): палочки, кубики, брусочки, камешки, жёлуди, бобы и др.

На уроках русского языка часто применяется демонстрационный подвижной дидактический материал: азбука и отдельные слоги, азбука в картинках и др.

В старших классах дидактический материал используется на уроках химии, биологии и других предметов.

Дидактический материал ВЕСЬМА ПРОСТ по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими учащимися. Он подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.

Дидактическим материалом называются также СБОРНИКИ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ.

Дидактические материалы, которые педагог помещает в портфолио, нужно сопроводить аннотацией – на каких занятиях и с какой целью применяется данный материал, каковы наиболее эффективные способы его использования. В некоторых источниках такая аннотация называется методическим сопровождением.

Так популярная в наше время презентация к уроку также является дидактическим материалом, и при ее распространении также необходимо наличие методического сопровождения.

Вот  пример  оформления дидактического материала с методическим сопровождением:

Шанцева Н.С. Дидактический материал по стилистике русского языка.

 Данный теоретический и практический материал по стилистике русского  языка, выбранный из разных учебных пособий по лингвистике, систематизирован в помощь учителю-словеснику. Используя его, учитель будет иметь возможность включить в уроки элементы стилистики языка.

В Приложении 1 рекомендованы некоторые эффективные виды упражнений по морфологии и лексикологии.

В Приложении 2 - возможный проверочный и срезочный материал, а так же виды упражнений со словарями и справочной литературой.

В помощь учителю предлагается следующий теоретический материал:

1) Принципы методики обучения систематики.

2) Методы и приёмы обучения систематике.

3) Типология стилистических упражнений.

4) Стилистические ошибки, их классификация, причины появления и пути предупреждения.

Использованная литература:.....

(Прочитать далее можно по ссылке  http://sch140.omsk.edu/Didaktika.htm)

Из всего вышесказанного следует, что конспект обычного (традиционного урока), а также самоанализ занятий методической разработкой не является. В методической разработке обязательно должна быть новизна, инновационность, цель и результат – в противном случае это просто копирование чужого опыта.

Таким образом, включая раздел «Методические разработки» в свой саайт-портфолио, учитель должен тщательно отобрать материалы и грамотно их оформить.

 

Литература

1.       Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

2.       Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – СПб.: Изд. "Каро”, 2007.

3.       Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.// Педагогические технологии. – №5, 2005.

4.       Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя.// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – №3, 2005.

2.       Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе.// Народное образование. – №1, 2005.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 849
Яндекс.Метрика