Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Шестова Е.В.,

учитель-логопед МБОУ «СОШ №39», г. Иркутск

 

Обучение и воспитание  детей  с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, организацию дифференцированного воспитания и  обучения. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация коррекционной педагогики. В последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи и возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории обучающихся. Как способ оптимизации  работы учителя-логопеда  считаю необходимым использование информационно-коммуникационных  технологий в коррекционно-развивающей работе.

Основной задачей работы логопеда в общеобразовательной школе является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных программ, особенно по родному языку, что способствует социальной адаптации и интеграции ребенка с речевым недоразвитием в среду нормально развивающихся сверстников. Исследования многих авторов (Ю.Ф. Гаркуша, Н.А. Черлина, Е.В. Манина, Л.Р. Лизунова) позволяют сделать вывод о том, что специальные приемы  компьютерно - опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции речи и в целом содействуют гармонизации развития ребенка. Приоритетная задача применения  ИКТ в специальной педагогике, состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития.

Направления компьютеризации в работе учителя-логопеда:

1.       Создание базы данных психофизиологических особенностей обучающихся при обработке результатов обследования речи для ведения мониторинга речевого развития детей.

Результаты обследования устной и письменной речи обучающихся  («Тестовая экспресс-диагностика сенсомоторного уровня развития речи» Т.А. Фотековой) заносятся в таблицу MS Excel, которая дает возможность представить результаты анализа в виде диаграмм. Это позволяет определить количественный и качественный состав обучающихся детей, нуждающихся в логопедической помощи, дает возможность объективно определить зону ближайшего развития ребенка, а также отследить динамику индивидуального развития речи каждого ученика и эффективность проведенной с ним коррекционной работы.

Следующим направлением в компьютеризации работы является создание электронной речевой карты, обеспечивающей автоматизацию функций пользователя и позволяющей оперативно удовлетворять информационные и вычислительные запросы. «Речевая карта» представляет собой программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации работ по подготовке, преобразованию, редактированию цифровой и текстовой информации. Является приложением к коррекционно-развивающей групповой или индивидуальной программе и содержит информацию необходимую логопеду для мониторинга процесса обучения. Она содержит: анкетные данные (фамилия, имя, класс) и временные параметры обучения;

·     сведения анамнестического характера (логопедический диагноз при поступлении в школу, результат диагностики письма, динамика обучения письму и чтению в прошлом учебном году и т.д.);

·     информацию о коррекционной программе и критериях результативности;

·     количественные показатели срезов по коррекционной программе, отметки по чтению и контрольным диктантам за четверть, логопедическое заключение о характере нарушений письма.

2.  Применение интерактивных и демонстрационных информационных технологий в профилактике и коррекции речевых нарушений.

Сложная структура речевых нару­шений у обучающихся определяет необходимость полисен­сорного воздействия на ребенка (т.е. развитие всех анализаторов). Для повышения эффективности логопедических занятий использую двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными и кинестетическими. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам. Движение, звук надолго привлекают внимание ребенка.

Необходимо отметить, что в последнее время на рынке программных продуктов появилось большое количество компьютерных программ, которые могут с успехом использоваться в учебной и коррекционной деятельности, а также для психологической поддержки школьников с речевыми нарушениями.

На индивидуальных и групповых занятиях применяю следующие электронные пособия:

·     компьютерные программы-тренажёры для глаз (тренажёр Базарного В.Ф., зрительная  гимнастика по Аветисову Э.С.)

·     электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

·     DVD, CD диски («Веселая азбука»  Маршака, «Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.);

·     специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Домашний логопед»,  «Искатель»,  «Баба Яга учится читать»   и др.).

·     цифровые образовательные ресурсы: игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru.

·     собственные  презентации, фотоальбомы в  Microsoft PowerPoint.

Применение мультимедийных программ позволяет активизировать компенсаторные механизмы, достичь оптимальной коррекции нарушенных функций и способствует нормализации у детей речевого дыхания, автоматизации речевых навыков с коррекцией звукопроизношения, развитию уверенного речевого поведения, социальной адаптации и  развитию волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости.

Авторские разработки презентаций применяю в групповых и индивидуальных занятиях. Демонстрационные презентации дают возможность получить на экране красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому материалу, вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным географическим объектам, сюжетам сказок и т.д. Повышению эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в письменной речи (чтении и письме), способствует соотношение таких возможностей программы как: соотношение размера, типа шрифта, цвета букв и цвета фона; расположение в пространстве иллюстративного и текстового материала; поэтапность появления речевого материала для прочтения; дозированность информации на слайде. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. Зрение и слух – самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание школьников, и они заостряют свое внимание на анимированной части информации. Это гарантирует что, все тезисы сообщения учителя будут услышаны и увидены детьми.

Таким образом, разработанные методические материалы позволяют эффективно оптимизировать коррекционную образовательную среду:

·     увеличить объем наглядного материала, разнообразить его;

·     привлечь к изучаемому материалу внимание всех обучающихся;

·     представить лексические, грамматические, фонематические задания в форме тренажёров, кроссвордов, игр;

·     уточнять и презентовать новую лексику путём перелистывания иллюстративного наглядного материала;

·     контролировать и оценивать результаты коррекционного воздействия через задания в тестовой форме.

Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью  педагога.

 Использование ИКТ на занятиях способствует:

·     формированию у обучающихся мыслительной деятельности во взаимодействии с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);

·     развитию у детей умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;

·     развитию у учеников творческих способностей;

·     формированию у обучающихся способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

·     преодолению негативных качеств формирующегося характера.

·     реализации индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

·     новому уровню реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни).

При использовании компьютерных программ на занятиях учителю-логопеду необходимо знать правила безопасной работы с компьютером, кроме того, не использовать не апробированных и научно необоснованных программ, что может нанести вред зрению и нервной системе ребенка. Необходимо учитывать  и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-10 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончанию занятия зрительную гимнастику необходимо повторить.

3.       Обобщение  и распространение педагогического опыта.

Для пропаганды необходимости логопедической работы, оказания консультативной и методической помощи педагогам и родителям обучающихся по актуальным вопросам коррекционной работы я использую ресурс сайта школы и ресурсы специальных сайтов. Подключение образовательных учреждений к Интернету открыло широкие возможности взаимодействия учителей-логопедов.

Целесообразно использовать этот ресурс для наиболее эффективных форм сотрудничества: создания персональных сайтов, блогов, совместных методических коллекций ЭОР, проведения форумов по актуальным вопросам коррекционной работы, обучения на дистанционных курсах повышения квалификации. Появляется  возможность опосредованного консультирования и просвещения родителей.

Заключение

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием ИКТ  позволяет  значительно повысить эффективность коррекционного процесса. Применение ИКТ в коррекционном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика – логопата, учителю – логопеду информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации. Таким образом, использование информационно компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Литература

1.   Вренева  Е.П.  Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи //Логопед, 2012, №5.

2.   Кукушкина О.И. Компьютер в специальном образовании. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология, 1994, №5.

3.   Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003

4.   Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.

5.   Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-44

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1061
Яндекс.Метрика