Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Серая Татьяна Николаевна, учитель начальной школы

МОУ «СОШ» п. Верхнемарково, Иркутская область

 

В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально  " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им становятся  не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

У школьников практически нет психологического барьера перед компьютерной техникой. Учителю необходимо соответствовать современному ученику. Поэтому сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология обучения”.

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова).

Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не  передача знаний.

Цели и задачи применения ИКТ  в работе образовательного учреждения:

1. Развитие   творческих способностей  навыков исследовательской   деятельности, умения   принимать оптимальные решения как педагогами, так и родителями, и  детьми.

2. Формирование умения работать с информацией, развитие    коммуникативных  способностей

3. Формирование положительной мотивации учения

4. Активное вовлечение  детей  в учебный процесс

5. Активизация деятельности  на учебном  занятии

6. Качественное изменение контроля   деятельности

7. Формирование адекватного отношения  к информационному достижению общества.

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске.

Внедрение в процесс обучения  школьников информационных технологий обеспечивает:

-      доступ к различным информационным ресурсам;

-      способствует обогащению содержания обучения;

-      придает ему логический и поисковый характер;

-      решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся;

-      развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Компьютерные технологии используются при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний. Полная ломка традиционной методики преподавания не нужна, более того, это сделало бы проблематичной компьютеризацию обучения в ближайшем будущем. Компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности.

Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

Компьютерные средства обучения называются интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог.

Использование ИКТ на занятиях:

ИКТ  целесообразно использовать не только как средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения.

Как это ни парадоксально, но именно бездушная машина может по-настоящему оживить любой  предмет,   который  является не самым привлекательным для наших детей. Вполне понятно, что увлечь ребят лучше самого педагога не получится ни у кого, а помочь в этом педагогу должна машина. Плоды такого сотрудничества – это слайды с объяснением новой темы, мультимедийное сопровождение, позволяющее полнее познать окружающий мир, тренировочные тесты, презентации по творчеству поэтов и писателей, игры, с усвоением основных учебных понятий.

В функции учителя компьютер представляет:

·       источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

·       наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

·       индивидуальное информационное пространство;

·       тренажер;

·       средство диагностики и контроля.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

1.    Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

2.    Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

3.    Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Подобные занятия необходимы. Это расширяет кругозор детей, активизирует их познавательную деятельность.

Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Обостряется восприятие за счет работы различных каналов восприятия текста, звука, графики, анимации, видео. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения учителя, обогащает рассказ, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания. К тому же учитель сам может скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, предмета, темы урока.

Дети с большой радостью работают на уроках, выполняют тесты, получают большое количество  наглядной информации, которой нет в учебнике.

Список возможностей использования презентации для уроков еще далеко не полон, но я думаю, что возможности программы помогут нам сделать наши уроки более эффективными, интересными, яркими и тем самым повысить интерес учащихся к учёбе.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 765
Яндекс.Метрика