Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 

Седова Е.А.,

учитель музыки МБОУ «СОШ №15»,

г. Иркутск

 

В истории мировой культуры нет ни одной эпохи, в которую бы лучшие умы человечества не пытались дать ответ на вопрос о том, что есть музыка, что есть искусство. Музыка имеет свой язык высказывания и может передать такие переливы чувств, которые порой невозможно объяснить словами. Она способна раскрыть самые тонкие оттенки человеческих мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее. Подлинное педагогическое искусство состоит в воздействии не только на ум, но и на чувства. Успех работы учителя музыки во многом зависит от его способностей влиять на впечатлительность и эмоциональность детей. Необходимо выразительно и одухотворенно исполнять, образно и ярко комментировать музыкальные произведения, создавая атмосферу творческой активности в классе. Так какой должен быть урок музыки в современных условиях?

В наше время условия работы учителя музыки коренным образом изменились. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью. Ученик живет в технологическом мире, который насыщен компьютерами, DVD, MP3-плейерами, мобильными средствами связи и т.д. Учитель, шагая в ногу со временем, и применяя технические средства в учебном процессе, решает целый ряд учебных задач и повышает одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика.

Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают свое влияние на учебный процесс. Эффективность использования информационных технологий зависит от четкости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционный урок, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, обучающиеся отличаются высокой активностью на уроках (высказывают свое мнение, размышляют, анализируют, сравнивают и т.д.). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, религией, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.п.

Цифровые образовательные ресурсы разработаны как комплекс средств обучения, в который входят:

- Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

- Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения. Тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства. Материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.

- Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.

- Звуковые фонограммы музыкальных произведений, которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

- Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон). Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке. Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (словесная характеристика музыкального произведения). Фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

- Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

Таким образом, применение и использование ИКТ возможно и необходимо на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к урокам музыки.  Применение компьютерных технологий расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, что способствует более эффективному усвоению учебной программы. Благодаря применению компьютерных программ стало возможно использование таких форм  проведения занятий как урок-виртуальная экскурсия по музеям и концертным залам  мира, урок-концерт, урок-игра и др.. Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала (например: во время ее проведения демонстрируются фрагменты концертных выступлений лучших дирижеров и исполнителей, а учащиеся повторяют движения музыкантов, имитируя игру на инструментах или подражая дирижеру, стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки). Использование так называемой «минусовки» или караоке позволяет значительно обогатить и расширить песенный репертуар, исполняемый на уроке; помогает при проведении школьных мероприятий, а также дает возможность преподавателю контролировать качество исполнения вокальных произведений.  В старших классах осваивается проектная деятельность с применением информационно-коммуникативных технологий, которая способствует активизации ученика: он учится формулировать цель, и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Наряду с усвоением программы курса «Музыка» ученики приобретают навыки владения компьютером, особенно при проведении интегрированных уроков в компьютерном классе, что заставляет преподавателя постоянно совершенствовать свои знания и умения. Однако, рассматривать использование компьютерных технологий как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства и пути для ее решения это не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за учителем.

 

Литература

1.   Научно-методический журнал «Музыка в школе», разделы «Музыкальная электроника» и «Использование современных технологий на уроках».

2.   Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Уроки музыки», Просвещение, 2001 г.

3.   Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе», Просвещение, 2009г.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 755
Яндекс.Метрика