Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ 

- КЛЮЧ К УСПЕХУ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

 

Савватеева Наталья Новомировна, заместитель директора по УВР(ИКТ) МБОУ «СОШ №6»,  г. Иркутск

 

Современная школа – это школа "информационного века". Организация образовательного процесса видоизменяется и перестает быть только классно-урочной. Поиски новых форм и методов обучения позволяет перейти от информативно-объяснительной технологии к деятельности развивающей. Пора начинать исходить не из заучивания правил и приёмов, а из умения  ставить задачу, собирать информацию для её решения и эту информацию применять. Учитель – это тот человек, который НАПРАВЛЯЕТ учебную деятельность в нужном направлении, консультирует учеников, объясняет недопонятое, а учится – УЧЕНИК. Поэтому сегодня в центре внимания  находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, создать условия для развития рефлексивной и коммуникативной культуры [1].

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами особое внимание уделяется формированию у обучающихся ряда компетенций, и одной из ключевых является коммуникативная компетенция. На развитие данной компетенции направлена сетевая проектная деятельность. В качестве инструмента для реализации сетевых проектов мы  используем wiki-среду, т.е. сервисы Веб 2.0.

Сервисы Веб 2.0, или социальные сетевые сервисы ‒ современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:

·     персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов;

·     коммуникации участников между собой (почта, чат, форум).

Средства Веб 2.0 позволяет достаточно быстро добиться высоких результатов.

·     Во-первых, проектная деятельность ориентирована на креатив, на создание, на творчество (что характерно и для Веб 2.0.).

·     Во-вторых, проектная деятельность — это деятельность комплексная, в которой совмещается работа разноплановая — в зависимости от индивидуальных способностей, возможностей и интересов участников. Так и сервисы Веб 2.0 дают возможность такой разноплановой деятельности (работа с текстами, изображением, поиском, таблицами).

Для обмена информацией и мнениями, для получения откликов и проведения обсуждений используются блоги. Через созданный мною  блог www/teachinfo.ru я могу формулировать вопросы и задания для школьников, а также давать ссылки на дополнительные материалы и ресурсы по теме проекта. Для консультирования учащихся по вопросам проекта используется электронная почта, чаты, форумы. Обмен мгновенными сообщениями позволяет запрашивать и отправлять текстовые сообщения мгновенно выбранным заранее пользователям, которые в это время находятся в сети.

Вики также прекрасно подходит и для выполнения групповых письменных заданий, для планирования проекта, обмена выводами и заключениями исследований, сбора информации, создания справочников и т.д. Информационная образовательная среда на основе wiki позволяет обучающимся осуществлять коммуникативную деятельность, и, следовательно, способствует развитию коммуникативной компетенции.

Использование сервисов сети Интернет дает возможность для воспитания таких качеств как:

− совестное мышление;

− толерантность. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводят к тому, что учащиеся сталкиваются с людьми из незнакомых ранее социальных культур.

В моей практике использованию метода проектов в сочетании с ИКТ  способствовал курс "Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века" Intel® «Обучение для Будущего. Эта программа нацеливает на работу, которая поддерживает навыки высокого мышления благодаря постановке формирующих вопросов, содержательным задачам проекта, эффективным стратегиям обучения и разработанной процедуре оценивания учебной деятельности. В этом направлении школа достигла определённых результатов:

2008 г – победитель в Сетевом межрегиональном проекте «Улицы города рассказывают…»

2001 г – лауреаты сетевого проекта «Что в имени твоём?»

Интеграция общего и дополнительного образования осуществляется через реализацию дистанционных проектов, наиболее эффективной формой организации учебной деятельности в компьютерных сетях. Например,

2009-2010г - Международный образовательный проект «Home. Свидание с планетой» (партнерский проект БФ «Экология и мир», проекта Ecowiki.ru, WWF)

2010 г. - Всероссийский дистанционный проект «Вокруг меня гудит двадцатый век» - дипломанты II степени.

2012 г. – Всероссийский дистанционный экологический проект «Экоград» (начальная школа).

2012 г – Всероссийский сетевой проект «Воробьёвы горы» «Фенологические наблюдения за растениями» (весна 2012г)

2012 г.- Международный сетевой проект «Сказки красивого сердца» - финалисты.

Общая схема работы школы по данным  проектам заключалась в следующем: в соответствии с установленным расписанием проведения проектов школа получала комплект учебных материалов и начинала свою работу. На первом этапе формируются учебные группы, ведётся переписка по сети с руководителями проекта. Далее внутри каждой группы учащиеся знакомятся с идеей проекта, т.е. научной проблемой, лежащей в её основе. Учащиеся формируют гипотезу, ставят задачи исследования, планируют свою работу.

Итогом работы по реализации данных проекта является:

·       получение навыков исследовательской работы;

·       апробирование учащимися на практике теоретических знаний;

·       развитие навыков по работе с Интернет и электронной почтой.

Здесь важно отметить то, что учащиеся воспринимают свою работу как акт реальной помощи ученым мира, работающим над решением сложных глобальных проблем, требующих участия исследователей из разных стран мира. Тем самым,  данные проекты в значительной степени повышают мотивацию учащихся к изучению предметов естественно-научного цикла, развивают глобальное мышление учащихся, формируют навыки исследовательской деятельности. Такие проекты, особенно межрегиональные и международные, позволяют создавать серьёзные исследовательские лаборатории для школьников, значительно расширить зоны совместных исследований, совместных творческих работ, учитывая особенности культуры различных народов, используя знание иностранного языка для общения с помощью средств телекоммуникации.  Дистанционные проекты подобного характера, в рамках которых каждый подросток способен реализовать свой творческий и лидерский потенциал, являются видимым и весомым результатом интеграции общего и дополнительного образования.

Таким образом, сетевые сервисы являются одним из инструментов формирования у школьников умения анализировать и синтезировать информацию. На основе полученных знаний, умений, навыков и опыта работы в сети Интернет, формируются ключевые компетенции, приводящие к образованности ученика и его самостоятельности [2].

   В МБОУ г. Иркутска СОШ №6 эффективно реализованы следующие типы проектов с применением ИКТ:

·       творческие проекты (выпуск книжек-малышек с помощью различных компьютерных   программ, создание фильма и т. д.), которые позволяют обучающимся   проявить и развить свои способности;

·       ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

·        ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

·        практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

·        исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

В результате учащимися были подготовлены к защите десятки  проектов на различные темы.  Обучающиеся школы  участвуют и побеждают в НПК  различных уровней.  Учащиеся школы  принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" проводимым Издательским домом "Первое сентября".

Технология  учебных  проектов  меняет традиционную парадигму обучения на современную:  ученик    информационная среда с элементами ИКТ    учитель.

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в проектную деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся ключевых компетенций, происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, развиваются навыки публичного выступления. Ученики получают от сверстников и взрослых подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. 

 

Литература:

1.       Intel "Обучение для будущего". Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. пособие - М., 2009.

2.      Новиков A.M. Образовательный проект (методология образов деятельности). – М., 2004.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1033
Яндекс.Метрика