Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

 

Петрова Ирина Геннадьевна,

учитель информатики МБОУ «СОШ №5»,

г. Иркутск

 

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Получение знаний – теоретических по сути и энциклопедических по широте – долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры и пр. Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется компетентностно-ориентированным  подходом к образованию. Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов, который имеет место в новом ФГОСе.

В настоящее время проектные технологии прочно вошли в учебный процесс и ассоциируются  с нестандартным и творческим подходом к решению поставленной проблемы или задачи.
В учебном процессе проектный метод от других методов деятельности отличают:

1.    наличие проблемы (задачи), требующей исследования для ее решения;

2.    наличие практической значимости предполагаемого результата проектной деятельности;

3.    самостоятельность работы учащихся;

4.    структурирование содержательной части проекта;

5.    использование исследовательских методов в соответствии с этапами работы (определение проблемы, задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; выбор способа оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ материала; подведение итогов; выводы).

Единой унифицированной типологии  проектов не существует. Разные авторы приводят свои варианты, поэтому можно предложить вниманию школьного учителя некий обобщенный вариант, составленный на основании многих  источников.

По содержанию проекты могут быть:

1.   Интеллектуальные (исследовательские).

2.   Материальные: примерами таких проектов могут служить гербарии, собранные руками школьников, оформленные коллекции горных пород, другие результаты технического и прикладного творчества учащихся.

По длительности проекты делятся на:

1.   Краткосрочные (1-2 недели)

2.   Долгосрочные (от двух недель до нескольких месяцев и даже лет).

В зависимости от количества учебных предметов проекты   делятся на:

1.   Внутрипредметные  (монопредметные);

2.   Межпредметные;

3.   Надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу).

По количеству участников проекты делятся на:

1.   Индивидуальные (выполненные одним участником);

2.   Парные;

3.   Групповые (выполняются группой учащихся до 10 человек);

4.   Фронтальные (выполняются группой учащихся свыше 10 человек).

По своей географии проекты могут быть:

1.   Внутришкольными;

2.   Внутриклассными;

3.   Районными;

4.   Городскими;

5.   Областными;

6.   Региональными;

7.   Общероссийскими (государственными);

8.   Международными.

Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. В процессе использования информационных технологий (то есть системы приемов деятельности с привлечением всех возможностей компьютера) в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.

Проекты, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии информации.

Педагог в  ходе всей подготовки проекта выполняет роль коллеги, организатора  деятельности, консультанта. Реализация метода проектов и исследовательского метода ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Он направляет разные виды деятельности учащихся.                                                                    

Проекты – очень хорошая практика для повышения эффективности образовательного процесса. Работа над  проектом требует как от детей, так и от учителя много времени и сил, но при правильном управлении учителем процессом работы детей проектная методика способствует усвоению прочных знаний по предмету.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!»

Организация учебного процесса в школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье.

 

Литература

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт. – М., 2011.

2.     Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе./ Сост.Л. В. Крук:  http://festival.1september.ru

3.     Проектная деятельность с использованием ИКТ в начальной школе./ Сост. Т.П. Трутнева:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/library/proektnaya-deyatelnost-s-ispolzovaniem-ikt-iz-opyta-raboty

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 798
Яндекс.Метрика