Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ЛОГИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Пахомовская Галина Николаевна,

учитель информатики, МБОУ «Гимназия №1»,

г. Братск

 

Учителя всегда радуются, когда ученик хорошо и быстро мыслит, он и учится лучше и шалит меньше. Формирование УУД через решение логических задач – эффективный метод, доказанный практикой. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал умнее? Я считаю, что да, конечно! Если развитием умственных способностей заниматься также регулярно, как тренироваться в чистописании, развитии силы, выносливости и других качеств. Если учащиеся на уроках постоянно занимаются решением логических задач, интересных головоломок, то они приобретают навыки решения нестандартных задач, не теряются в трудных ситуациях, действует активно, самостоятельно находят верные решения.

На моих уроках есть логические пятиминутки, когда на урок приходит один из 4 веселых гномиков и приносит свои задачки и если надо, помогает их решать.

Роль информатики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли информатики в том, что это самая практическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Основное внимание при подборе задач следует уделять соединению имеющихся методических рекомендаций для достижения поставленных целей: расширение кругозора учащихся, развитие памяти, внимания; познавательное развитие детей - узнавание ими простых связей и зависимостей окружающего мира; развитие логики мышления, пространственных представлений, воображения детей; развитие умения сравнивать и классифицировать; формирование творческих, исследовательских качеств учащихся; формирование операционного стиля мышления; подготовка к восприятию компьютерного варианта задач.

Хорошо развитое логическое мышление учащихся позволяет им применять приобретённые знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в собственном учебном процессе.

Результатом обучения в  школе нового поколения я считаю воспитание мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей действительности и готовой к дальнейшей образовательной деятельности. Идея использования заданий на развитие логического мышления школьников направлена на рациональное использование урочного времени, привитие интереса к процессу обучения, отработку навыков нестандартного мышления и умения замечать общие подходы к решению типовых задач, в том числе заданий тестового типа, графов, алгоритмических этюдов.

Процесс мышления динамичен и поддаётся тренировке, так же как и память. А использование на уроках упражнений на внимательность и тренировку памяти создаёт платформу для успешного обучения.

Несколько  примеров на тренировку внимания:  Предлагается за 1 секунду запомнить числа, затем сложить и сообщить сумму, но после сообщения результата ставится вопрос: «На каких фигурах были расположены числа?». Предлагается в течение  нескольких  секунд запомнить геометрические фигуры, затем ответить на  вопросы учителя: «Сколько фигур? Какого цвета ромб? Сколько фигур красного цвета?». Особую группу составляют задачи на нестандартное мышление. Например:  «Есть два одинаковых стакана, в которые налито поровну: в один – молоко, в другой – кофе. Из первого стакана переливают ложку молока в стакан с кофе. Потом размешивают, и из второго стакана обратно в первый переливают ложку смеси кофе с молоком. Чего теперь больше: молока в кофе или кофе в молоке?». Очень полезная задачка. Можно долго выписывать уравнения, а можно понять, что ответ очевиден...

 

Литература

1.       Олешков М.Ю., Уваров В.М. «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины». Комания Спутник+, 2006 г. – 191с.

2.       И. С. Якиманская «Основы личностно ориентированного образования», Бином, 2009 г.

3.       Е.Н. Аксенова «Развитие логического мышления школьников», М.: Владос, 2010 г.

4.       Пахомовская Г.Н. «В гостях у Логика», Режим доступа https://sites.google.com/site/logikainf.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1088
Яндекс.Метрика