Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Никулина Екатерина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №9»,

г. Иркутск

 

В условиях широкого развития СМИ, доступности научно-популярных книг и журналов, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой мотивированной деятельности. Сущность любой педагогической технологии - совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально насыщенными делами, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.

В современной жизни ученика окружает море информации, поэтому  главной проблемой на сегодняшний день является не получение информации как таковой, а её систематизация, наиболее продуктивное использование. В этом учащимся должен в первую очередь помочь учитель.

Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ.

При подготовке к ЕГЭ перед учителем  русского языка стоят многие задачи: необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов, научить  работать с текстом, с художественным словом. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

 Сегодня уже стало привычным применение на уроках презентаций Microsoft PowerPoint  как при изучении нового материала, так и при закреплении умений и навыков.  Но я хотела бы остановиться на  использовании огромного арсенала Интернет-ресурсов  при подготовке к Единому государственному экзамену.

Общеизвестный официальный информационный портал ЕГЭ http://www.ege.edu.ru и сайт ФИПИ http://www.fipi.ru, где кроме нормативных документов, касающихся ЕГЭ, размещены демоверсии контрольных тестов, а также предоставлена возможность пройти тестирование в режиме реального времени. Они пользуются заслуженной популярностью. Но в рамках урока выполнить большие задания части А и В под силу только хорошо подготовленным старшеклассникам, да и для урока чаще требуется менее объемный материал, к примеру, по одной или нескольким темам. Поэтому считаю более удобным применение небольших тематических тестов. Их несложно найти на сайтах коллег: сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. (http://www.saharina.ru),  сайта Е.И. Гвоздиковой - http://gvozdikova.ucoz.ru, сайт И.Н. Перовой http://peressa2009.narod2.ru.

Для удобства пользователей в русскоязычном секторе Интернета открыто Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Размещенное по адресу http://window.edu.ru/    Окно позволяет свободно перемещаться по образовательным сайтам и порталам, содержащим информацию и материалы как для профессионального, так и для общего образования.

В верхней строке находим меню, позволяющее открывать каталог, библиотеки, порталы, связанные гиперссылками. Поиск необходимой информации возможен также по ключевым словам, которые нужно напечатать в строке «Поиск» в центре экрана. Поиск можно вести как по лексеме, так и с учетом особенностей морфологии русского языка (т. е. по словоформе и по устойчивому словосочетанию), для чего необходимо отметить окно «С учетом морфологии русского языка».

При обращении к предметной рубрике «Русский язык» обнаруживаем описание ресурсов, связанных с ЕГЭ.

В центре экрана можно увидеть строку с указанием количества источников по русскому языку, предназначенных различным пользователям. Большая часть источников и материалов адресована учащимся и преподавателям. Справа на экране находим меню с типами ресурсов и указанием количества источников данного типа. Разумеется, не все источники можно открыть непосредственно с портала «Единое окно», однако информация о любом упоминаемом портале весьма полезна для пользователя.

Систематизация пунктуационных правил и способов работы с ними (на материале заданий ЕГЭ, часть А)

Наша цель – выделение и отработка пунктуационных правил, вызывающих наибольшие затруднения при выполнении теста ЕГЭ.

Задачи:

1. Выделить наиболее частотные пунктограммы, проверяемые в тесте ЕГЭ.

2. Определить индивидуальные трудности учащихся при выполнении пунктуационной части теста ЕГЭ.

3. Выявить возможности, предоставляемые различными базами знаний и экспертными системами Интернета для отработки пунктуационных навыков.

4. Сформировать индивидуальный банк заданий учащегося для работы над пунктуационными правилами, вызывающими наибольшие затруднения.

Проанализировав результаты нескольких тестов ЕГЭ (задания А20 – А26), учитель (в сильном классе это могут сделать учащиеся самостоятельно) составляет  на материале выполненных тестов таблицу, отражающую наличие различного рода пунктограмм  в заданиях, проверяющих пунктуационную грамотность. На одном из занятий  составляется таблица или предлагается учителем в готовом виде. Таблица может выглядеть примерно так (изменения зависят от типа теста ЕГЭ).

Задания  на пунктуационные правила теста ЕГЭ

Тип пунктограммы

Пример

А 20

Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и

служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось

крупнейшими представителями русской науки.

А21

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2)

убедительно продемонстрировала существование в живописи (3)

складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1) 1, 2, 4     2) 1, 2      3) 3, 4      4) 1, 2, 3, 4

 

Обсуждение и составление подобной таблицы (в данном случае в свёрнутом варианте) необходимо для более осознанного последующего выполнения части, связанной с пунктуационными правилами  теста ЕГЭ. Чёткое понимание задачи, которую ставит перед учащимся  каждое задание ЕГЭ, несомненно, способствует повышению качества выполнения тестовой работы, на каком бы уровне освоения языка он ни находился.

В процессе обсуждения и составления таблицы происходит также выделение индивидуальных трудностей учащихся, с которыми они столкнулись при выполнении теста. У одних эти трудности лежат в области «опознания» пунктограммы в слове (на этом этапе составление таблицы оказывает неоценимую помощь учащемуся, сужая круг пунктограмм). У других трудности связаны с незнанием необходимых пунктуационных правил, исключений, особых случаев. У третьих – с отсутствием навыка работы с теми или иными пунктограммами, т. е. отсутствием практики.

Второй этап занятия связан со знакомством учащихся с различного рода интернет-ресурсами, которые предоставляют в их распоряжение разнообразные материалы для устранения вышеназванных трудностей. 

Учитель может взять на себя ознакомление учащихся с этими материалами, а может предложить их изучение в качестве индивидуальной или групповой домашней работы.

Наиболее интересными нам видятся следующие ресурсы:

         http://language.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал;

         http://www.gramota.ru/class/coach/ Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ;

         http://ruslit.ioso.ru/index.htm Сайт «Кабинет русского языка и литературы»;

         http://www.gramma.ru Сайт «Культура письменной речи».

Рассмотрим также место интернет-словарей и памяток в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.  Предполагается, что учащиеся в процессе работы выделят следующие возможности использования интернет-словарей.

1. Поисковая система «Яндекс. Словари».

2. Образовательный портал «Грамота. ру».

3. Сайт «Культура письменной речи». Словари, расположенные на сайте «Культура письменной речи», предоставляют возможность обратиться к входящим в литературный язык неоднословным единицам (фразеологизмы и устойчивые выражения), а также проверить сочетаемость слов, наличие паронимов.

4. Сайт «Словопедия». На сайте сведения предельно конкретны, запросы обрабатываются быстро. Интерфейс организован таким образом, что ученик не отвлекается на дополнительные или посторонние сведения.

Впоследствии учащиеся, используя предложенные интернет-ресурсы, выполняют те задания из тестов ЕГЭ, которые предполагают консультирование с различными словарями. Учитель может сам осуществить выборку таких заданий из тестов ЕГЭ последних лет или предложить учащимся самостоятельно проанализировать несколько тестов из сборников, выбрав задания для выполнения.

Учитель может также  познакомить учащихся с ещё одним видом справочных материалов, которые предлагают для подготовки к ЕГЭ образовательные интернет-порталы и сайты, – это памятки по различным разделам языкознания. Памятки содержат описания наиболее трудных случаев языковой нормы. Достаточно широко этот тип материалов представлен на сайте «Культура письменной речи». Учащимся предлагается ознакомиться с содержанием одной из памяток, например по грамматике. Трудные случаи, связанные с образованием различных форм слов, разделены по морфологическому принципу, что облегчает использование памятки.

 Таким образом, применение ИКТ при подготовке к ЕГЭ дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний, активизирует все виды деятельности ученика, что позволяет ускорить процесс усвоения и увеличить объем учебного материала. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

 

Литература

1.     Информационные технологии в образовании /Авт. - составитель О.А. Минич.- Минск: Красико - Принт, 2008 г.

2.     Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / Под ред. И. В. Роберт. — М. : Дрофа, 2008.

3.     Овчинникова И.Г. И. Г., Зырянова Е. В., Чудинова А. Р. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ.  Учебно-методическое пособие. - М.: Флинта, Наука; 2010.

4.     Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 966
Яндекс.Метрика