Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Москаленко Валерьяна Владимировна, заместитель заведующей по воспитательной работе МБДОУ детский сад № 37 «Солнышко»,

г. Усть-Илимск

 

Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Одним из основных направлений модернизации образования РФ в последнее время стала его информатизация, в связи, с чем возникла необходимость в качественном изменении образовательных форматов. Успех информатизации образования во многом зависит от профессионально-педагогической компетентности педагогов в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Кризис в системе повышения квалификации, отмечает Э.М. Никитин, неизбежно влечет кризис в профессиональной компетентности педагога. Это происходит в силу несоответствия между быстрыми изменениями общественного сознания, смены ценностей и приоритетов общественного развития и инертностью профессионального сознания педагогов, ориентированных на традиционно ценностные установки.

Не секрет, что несколько лет назад мы констатировали низкий уровень компетентности педагогов в сфере ИКТ (19,4% - 6 чел.). Педагогу было сложно осознать необходимость использования ИКТ в практике, сделать его повседневным инструментом и понять, что изменился социальный заказ на качество образования.

Для координации деятельности по внедрению ИКТ в образовательный процесс методическая работа в ДОУ направлена на повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала коллектива, которые выступают гарантом качества и эффективности образовательного процесса в целом.

Основываясь на современные тенденции, определенные в «Программе по информатизации системы образования города Усть-Илимска», в ДОУ изменен подход к содержанию, методам и организационным формам деятельности, обеспечивающий всестороннее развитие личности ребенка.

Для повышения компетентности педагогов в сфере информационно – коммуникативных технологий организована работа клуба «Компьютерный мир». Уже сегодня можно констатировать факт умения педагогов работать с программами PowerPoint, Microsoft Excel, Photoshop CS, Movavi Video Suite , Movie Maker, CorelDraw. При анализе результатов анкетирования было выделено 2 группы педагогов разного уровня владения ИКТ: нулевой уровень (3,2% - 1 педагог); базовый уровень (96,8% - 30 педагогов):

- умеют создавать текстовые документы (100%);

- владеют навыками работы в Интернете (83,9%);

- владеют программой PowerPoint для создания презентаций (93,5%);

- владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями (96,8%).

Педагогами дошкольного учреждения созданы слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы тематических циклов для детей «Пожарная безопасность», «Чудеса природы», «Лукошко осени», «Экспедиция Кроши». Приложением к авторской комбинаторной дополнительной образовательной программе «И наше слово отзовется…» для детей 5-7 лет стали разработанные электронные демонстрационные и дидактические учебные пособия: «Древности Байкала», «С днем рождения, Иркутск!», «Национальные парки и природные заповедники Прибайкалья», «Славные имена Сибири», «Подводный мир Байкала», «Галерея народных мастеров Прибайкалья», «Песни моего города» и т.д. (Аушева М.М., Григорьева Т.С., Москаленко В.В.).

С целью формирования навыков восприятия различных видов искусства: музыки, живописи, архитектуры, стимулированию творческой активности, Григорьевой Т.С. разработан проект «Музыкальные путешествия», включающий виртуальные экскурсии по местам жизни и творчества великих композиторов П.И. Чайковского, П.И., Моцарта В.А., Бетховена Л.В., Грига Э. и др.

Тенденция педагогов к усовершенствованию знаний в области информационных технологий способствует интеграции игровых, обучающих приемов с применением цифровых образовательных ресурсов: игра-путешествие «Усть-Илимск, здесь Родины моей начало» (Шаяхметова О.А. учитель-логопед); познавательная игра «История о Фантике» (Кудряшова Н.Д. педагог-психолог), игра-эксперимент «Здравствуй, гостья – зима!» (Склянова Е.М., воспитатель). Анализ результатов совместной образовательной  деятельности показывает, что увеличивается познавательная мотивация детей, повышается интерес и эмоционально-чувственное восприятие.

Современные коммуникации позволяют педагогам обмениваться своими наработками, идеями и получать обратную связь общественности:

·     «Педагогический мир» (Интернет-сайт) Международная педагогическая олимпиада. Номинация «Мой край – моя Родина» Проект «И наше слово отзовется» (Диплом, I место, Аушева М.М., Григорьева Т.С.);

·     Общероссийский конкурс для дошкольных учебных заведений России «Лучшее совместное мероприятие, с родителями проведенное в дошкольном учреждении России» в рамках социальной программы "Бизнес-Обществу". «Спорт нам плечи расправляет, на рекорды нас зовет» (Диплом номинанта финала конкурса "За лучшее авторство" Милюшкина Н,Я., Анучина Н.А., Алексеева Е.С., Амирова Н.Ф.);

·     Всероссийский конкурс Лучшая творческая разработка для детей в номинации: «Сценарии праздничных утренников и тематических развлечений» (редакция журнала «Музыкальная палитра», (Диплом, Григорьева Т.С.);

·     II Всероссийский конкурс «Я - педагог». Номинация «Использование активных методов в работе с детьми дошкольного возраста». ООО Международный центр практической психологии. (Диплом, Калмыкова О.В., Филиппова А.О., Кудряшова Н.Д.).

Практика работы показала, что педагоги овладевают приемами организации личного информационного пространства, подготовки методических материалов и аттестационных документов, приемами работы в сети Интернет. Использование информационных технологий в образовательной деятельности дает возможность  педагогу проводить рефлексию собственной поисково-творческой деятельности, корректировать процесс в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

С целью совершенствования информационного обмена, открытости, формирования положительного имиджа, в системе функционирует сайт ДОУ: http://sun37.ru Размещение материалов о деятельности дошкольного учреждения на Портале муниципальной образовательной системы способствовало привлечению интереса к дошкольному учреждению, организации сетевого взаимодействия с коллегами, родительской общественностью.

В результате целенаправленной работы:

·     активизировалась работа педагогов и улучшилась содержательная сторона проведения педсоветов, мастер-классов, семинаров;

·     повысилась эффективность методов и приемов в работе с детьми;

·     наметилась тенденция по отказу от сложившихся стереотипов в работе;

·     внедряются новые формы работы с родителями.

Способ достижения качества образования в ДОУ – это развитие и совершенствование профессиональной деятельности педагогов. Только творческий, компетентный, способный мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника может оказать влияние на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.  

 

Литература

1.       Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Основы педагогического менеджмента. А.А. Майер. 2007. -  № 1.

2.       Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). В.П. Беспалько. - М., МПСИ, 2002.

3.       Организация методической работы в дошкольном учреждении. В.Н. Дуброва. - М., Новая школа, 1995.

4.       Управление методической работой в современном ДОУ. П.Н. Лосев. –       М., ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу "Управление ДОУ”).

5.       Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. JI.M. Волобуева. - М., ТЦ Сфера, 2008.

6.       Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ. К.Ю. Белая. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. - № 2.

7.       Как организовать работу по самообразованию. О. Кокоткина. // Дошкольное воспитание. 2004. - № 8.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 885
Яндекс.Метрика