Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

Использование информационных технологий

для формирования у старших дошкольников элементарных математических представлений

 

Митрофанова Надежда Александровна,

Воспитатель МБДОУ №9 «Теремок»,

 г. Усть-Илимск

 

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в будущем информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. Становится аксиомой то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой.  Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу, ребенок, столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к постоянному взаимодействию с информационными технологиями.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Но опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми, начиная с пяти лет. Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

Игровая форма, образность предоставления информации вызывает огромный интерес детей. Они с большим удовольствием осваивают компьютерные игры, подобранные с учетом возрастных особенностей. Дошкольники, ориентируясь на экране монитора, действуя по словесным указаниям, обозначающим пространственные отношения, в дальнейшем активно используют эти знания в своей речи и практических действиях.

В своей работе воспитателя я начала использование дидактических игр в виде мультимедийных презентаций при обучении старших дошкольников математике. Данный вид деятельности развивает интерес к предмету. Способствует легкому его усвоению.

Все дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на несколько групп.

Игры с цифрами и числами. К ним относятся игры, способствующие обучению детей счету в прямом и обратном порядке. Когда, используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Игры помогают усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете, развитию памяти, мышления, внимания.

Игры-путешествия во времени. Эти математические игры служат для знакомства детей с днями недели. В занимательной форме педагогом дается объяснение о том, что каждый день недели имеет свое название. Для лучшего запоминания дней недели предлагается их обозначение разными цветами.

Игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять место предмета по заданному условию. В результате, при помощи дидактических игр и упражнений, дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Игры с геометрическими фигурами. Посредством данных игр закрепляются  знания о форме геометрических фигур и формируются навыки их определения. Детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата и других фигур, а также составить изображения предмета из геометрических фигур или преобразовать его путем добавления или замены другими элементами. Это способствует развитию внимания и мышления детей.

Игры на логическое мышление. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть развивается умение рассуждать, делать свои умозаключения. Логические дидактические игры и упражнения влияют на развитие творческих способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются.

В различных игровых технологиях осуществляется использование компьютера. Это применение в образовательной деятельности различных компьютерных игр - «игрушек»: развлекательных, обучающих, развивающих, диагностических, сетевых игр. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей». Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор  компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению,     большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

В своей работе в ходе образовательной деятельности детей при закреплении материала, наряду с другими формами, я использую разработанные мною мультимедийные дидактические игры, которые доставляют детям огромное удовольствие и расширяют их интерес к предмету в целом, а также способствуют скорейшему усвоению материала.

Данные дидактические игры выполнены на основе программы Microsoft Power Point с использованием  рисованных картинок, цифр и надписей с заданиями и оценкой выполненного ребенком действия (Молодец!), с применением гиперссылки. Задания и оценка правильности выполнения в игре озвучены голосом, так как дети дошкольного возраста еще не умеют читать.

Дидактическая игра «Назови сколько» относится к первой группе игр (игры с цифрами и с числами), способствует закреплению умения считать в пределах 10 и учит соотносить количество предметов и графическое изображение цифр. Ребенку предлагается сосчитать количество бабочек, черепашек и дельфинов и кликом мыши выбрать правильный ответ, щелкнув по цифре. Если ответ выбран верно, то ребенок услышит голосовое сообщение в виде фразы «Молодец!». Если ответ выбран не верно, то ребенку также будет сообщено, при помощи голоса, что данный ответ является неверным.

Дидактическая игра «Кто, где находится?» относится к третьей группе игр (игры на ориентирование в пространстве),  способствует закреплению пространственных представлений детей, учит ориентироваться на плоскости.

Ребенку предлагается определить пространственное расположение на листе любимого героя из мультфильма. Выполняя данное задание, ребенок должен определить местоположение на листе данного героя и выбрать его щелчком мыши. Если ответ выбран верно, то ребенок услышит голосовое сообщение в виде фразы «Молодец!». Если ответ выбран не верно, то ребенку также будет сообщено, при помощи голоса, что данный ответ является неверным.

Применяя в своей работе данные пособия, я отметила, что дети с легкостью и большим интересом усваивают программный материал. А главный оценщик, критик нашей работы – это  ребенок, если ему понравилось, и он просит показать ему эту презентацию еще и еще, то нас можно поздравить – работа удалась.

 

Литература

1.       Новоселова, С.Л. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? [Текст] / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И. Пашилите // Дошкольное воспитание. - 1989.-№9.-73-76 С.

2.       Новоселова, С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования [Текст] //Информатика и образование.- 1990. -№2.

3.       Новоселова, С.Л. Информатизация дошкольного уровня образования в России - начало положено в Москве [Текст] /С. Новоселова, Л. Парамонова //Дошкольное воспитание.- 1990.-№9.-65-71 с.

4.       Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011.

5.       Минина Г.П. Компьютер в детском саду: зло или благо? Взгляд со стороны разработчика образовательных программ // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 26 – 29.

6.       Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под редакцией А.А. Столяра - М:Просвещение, 1991 -80 с.

7.       Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - М.: Просвещение, 1987

8.       Пидкасистый П.И. "Технология игры в обучении” - М. Просвещение, 1992г.

9.       Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996

10.   Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005

 

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1083
Яндекс.Метрика