Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В КЛАССАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

 

Мельникова М.И.,

учитель математики МБОУ «Лицей № 1», г. Иркутск

 

Процесс стандартизации образования, протекающий сегодня в общеобразовательной школе, обусловлен современными требованиями общества к гармоничному развитию личности. Стандарт призван усилить прежде всего интегративную функцию образования, что находит свое отражение в целях и задачах содержания обучения по курсу математики в классах экономического  профиля. Интеграция содержания образования школьников в структуре методической системы обучения математике предполагает:

§ содержательность и значимость математических знаний для школьников;

§ системное представление изучаемого материала;

§ реализацию внутрипредметных и межпредметных связей;

§ прикладную направленность курса математики.

Интегративным качеством, объединяющим эти компоненты, служит умение математического моделирования.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

1.  Сделать этот процесс интересным, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

2.  Осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Учитывая тот факт, что методы анализа экономических процессов и методы, используемые при обучении математике, имеют много общего, а также принимая во внимание возможность реализации интегративных связей на уровне видов деятельности, в качестве общих приемов учебной деятельности, которыми должны овладеть школьники при изучении математики и экономики,  можно выделить следующие интеллектуальные умения и их составляющие:

§ умение решать задачи (постановка вопроса, нахождение нужной информации для решения задачи, анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотезы);

§ способность к математическому моделированию (определение данных, условий и границ поиска решений, перевод проблемы на язык математики, применение адекватного математического аппарата, интерпретация решения);

§ умение логически мыслить (дедуктивные и индуктивные умозаключения, комбинация логики и интуиции, аргументация выводов и заключений);

§ коммуникативные умения (чтение, письмо, речь на языке математики, использование математических символов и формул, построение графиков, схем, диаграмм);

§ умение применять новые информационные технологии.

Формируя у школьников указанные виды учебной деятельности, мы тем самым способствуем развитию таких общих интеллектуальных приемов, как сравнение, обобщение, анализ, абстрагирование, которые лежат в основе технологии процесса моделирования. С целью реализации интегративных связей курса «Математика» и «экономика» сформулированы следующие критерии отбора профессионально ориентированных задач, используемых для обучения школьников моделированию реальных экономических процессов:

§ наличие экономической фабулы задачи, способствующей мотивации изучения соответствующего математического материала;

§ присутствие основных и  доступных проблем, характерных для сферы экономики и финансов;

§ технологическая направленность процесса решения, т.е. соблюдение правил и норм, требующих соответствия полученного результата решения его целевому назначению;

§ межпредметный характер задач, проявляющийся либо в условии, либо в процессе решения.

С учетом перечисленных выше критериев отбора задач разработан комплекс профессионально ориентированных задач, направленных на обучение школьников моделированию экономических процессов, особенности которого заключаются в следующем:

§ текстовый характер заданий усиливает творческую мотивацию школьников, способствует реализации личностно ориентированного подхода и позволяет реализовать межпредметные связи математики и экономики;

§ целенаправленное вычленение из общей совокупности условий текстовой задачи необходимых условий определяет развивающий характер обучения.

Основные положения, подтверждающие возможность и обоснованность использования методики обучения учащихся экономического профиля моделированию в качестве средства реализации интегративной функции курса математики в школе:

§ модельный подход способствует систематизации знаний школьников, повышению прочности этих знаний, развитию у школьников способностей к переносу знаний, умений и навыков в новые ситуации;

§ моделирование позволяет формировать качества творческой личности, которые проявляются в выработке у школьников следующих умений: выделение существенных факторов процесса и абстрагирование от других, расчленение условия задачи на части, проведение интеграции наук (умение формализовать условие и интерпретировать решение задачи);

§ формирование качеств творчески мыслящей личности является, в свою очередь, условием относительно безболезненной адаптации к изменяющимся жизненным обстоятельствам в современном обществе – интеллектуальной восприимчивости, интеллектуальной подвижности, гибкости мышления, и обеспечивает конкурентоспособность выпускников.

Выделение основных типов моделей, используемых для анализа экономических процессов, позволяет сконструировать схему отбора и разработать комплекс профессионально ориентированных задач, направленных на обучение школьников моделированию как комплексному интеллектуальному умению, позволяющему формировать межпредметные обобщенные приемы учебной деятельности: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование и т.д.

Проведение интегрированных занятий и использование компьютера в учебном процессе предоставляет большие возможности для формирования навыков математического, экономико-математического моделирования, а также элементов имитационного моделирования, позволяющего «проиграть» различные варианты развития исследуемого экономического процесса и выбрать альтернативную стратегию поведения, что обеспечит в будущей профессиональной деятельности нахождение согласованного решения в сложной, противоречивой ситуации. Разработка и экспериментальная апробация методики обучения школьников моделированию экономических процессов как средства реализации интегративной функции курса математики позволяют учащимся решать профессионально ориентированные задачи экономического содержания.

Таким образом, введение моделирования в курс математики в классах экономического профиля в качестве содержательно-методической линии способствует целенаправленному, систематичному установлению интегративных связей математики и экономики.

 

Литература

1.   Бурмистрова Н.А. Моделирование экономических процессов в курсе математики финансового колледжа / Под ред. проф. В.А. Далингера. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. 48 с.

2.   Бурмистрова Н.А. Обучение студентов моделированию экономических процессов при реализации интегративной функции курса математики в финансовом колледже: Дис.... канд. пед. наук. Омск: ОмГПУ, 2001. 196 с.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 712
Яндекс.Метрика